Коля Калашников (zabyg17) wrote,
Коля Калашников
zabyg17

Categories:

Астрахань


Старые окраины города

Астрахань – город южный и торговый, как Одесса; растянутый и раскиданный по разным берегам реки, как Пермь. Ее деревянные дома с лестницами-галереями заставляют вспомнить Саратов или Самару; общее распиздяйство - Тулу; новые девятиэтажки на окраинах – Курск; обилие милиции – Москву; восточный колорит – Казань.


Лично на меня Астрахань произвела очень противоречивое впечатление. С одной стороны, это один из самых необычных российских городов, виденных мною. С другой стороны, от него почему-то осталось какое-то чувство пресыщения - нет желания возвращаться туда снова.



Волга во время грозы

Сойдя утром с московского поезда, мы с guimontv сразу почувствовали суровый южный климат: в 6.48 утра было 28 градусов жары, причем влажной, как в парнике.
Подобно Неве в Петербурге Волга рассекает Астрахань на несколько частей-островов.
В центре города есть набережные, на окраинах – обычные речные откосы, песчаные или заросшие высоченной травой.



Пристань "Новолесное"


Центр города типичен для дореволюционных губернских городов, прошедших закалку советской властью: ампирные особняки и купеческие дома, предреволюционный модерн и деревянные домики, островки сталинской застройки и пятна брежневок.



Деревянный особняк XIX века в центре города

Ближе к окраинам – небогатые зеленью деревянные улицы, кварталы послевоенных двухэтажек и хрущевок. Совсем по краям города – старые поселки при заводах, многоэтажные кварталы и так называемый "частный сектор".



Улица Фиолетова после грозы. Один из двух трамвайных путей залило водой


Визитная карта центра города – это возведенный в XVI веке Кремль. Его я с детства видел на настенных календарях, о нем я читал в путеводителях, про него говорили милиционеры, задержавшие нас на вокзале.



Действительно, его стены, собор и колокольня производят впечатление и способны украсить любой город. Особенно он красив рано утром, когда там еще нет туристов – только занятые благоустройством женщины и скучающая охрана.



В Кремле рано утром



Там же вечером


В центре города есть несколько замечательных зданий в стиле модерн: Азово-Донской банк (арх. Ф. Лидваль, 1910), бывшая биржа (а впоследствии, по иронии судьбы, ЗАГС) и городская электростанция (1916).



Городская электростанция на берегу Кутума



Бывшая биржа на стрелке Городского рукава и Кутума


Счастлив, что посетил Астраханскую картинную галерею, расположенную в одном из трехэтажных предреволюционных особняков: собрание поистине великолепно. Прекрасные картины Поленова, Крымова и Головина, утонченные пейзажи С.Ю. Жуковского и К.А. Сомова, неожиданные полотна Горюшкина-Сорокопудова.
Увы, мне сейчас редко доводится бывать в музеях, поэтому этот визит был для меня настоящим глотком свежего воздуха. А guimontv так расчувствовался, что утащил с собой гардеробный номерок – пришлось потом возвращаться :-)



Католический костел (1762-1768). Возможно, именно через него в Россию попала "Мадонна с цветком" Леонардо да Винчи.


Основной ансамбль сталинских зданий расположен на улицах Ленина и Желябова (с южной стороны Кремля). Это весьма монументальные желто-белые дома с башенками, эркерами и лепниной. Вдоль парадного фасада ансамбля идет улица со стильными фонарями 50-х годов и сквером на противоположной стороне. Во дворах же тесно – там почти сразу же начинаются какие-то заборы и домики более старой постройки.



Улица Ленина. Говновозка проезжает мимо крупнейшего сталинского ансамбля города.



Улица Желябова. Западный фасад ансамбля



Дворовый фасад. Над подъездами домов обнаружены даты: 1955 и 1956.



Башенка


Кроме того, в Астрахани есть еще несколько любопытных советских зданий: конструктивистский городок начала 1930-х годов прямо напротив входа в Кремль, необычные довоенные и стильные послевоенные дома в окрестностях центральных улиц: Коммунистической, Советской и Свердлова. Вот некоторые из находок:



Конструктивистский квартал у Кремля. Боковой фасад с надписью "1933 года"



Фрагмент с окном лестницы



Очень нетипичный кооперативный дом 1928-30 гг. в окрестностях улицы Свердлова



Его боковой фасад



Аладьина, 8. Прекрасный дом с угловыми балконами. 1935, архитектор Василий Иванович Таратенко (1891-1947).
Огромное спасибо bruegel за информацию!




Барельеф с качками-разрядниками на Октябрьской площади


Сильнейшее впечатление на меня произвели и окраинные районы, которые мы успели посетить: южная часть улицы Кирова, окрестности судоверфи имени Кирова, а также поселки Карантинный и Новолесное, виденные с борта речного трамвая.



Бакинская (?) улица на пересечении с улицей Кирова: старые трамвайные пути, деревянные дома и множество прекрасных фонарей начала 1950-х годов (прямо как в Подольске!). Мне кажется, что именно здесь Алексей Герман снимал заключительные кадры фильма "Мой друг Иван Лапшин".



Улица космонавта Комарова в первом десятилетии XXI века (еще одно фото я уже публиковал)



Фонарь 1930-х годов на улице космонавта Комарова (фрагмент предвоенного благоустройства поселка судоверфи имени Кирова)



Еще одна находка из числа шедевров: типично позднесталинские двухэтажки в районе пристани Новолесное, построенные в 1976 году.


В итоговой части стоит рассказать об астраханском транспорте. Локомотивный парк железных дорог в основном представлен тепловозами 1970-х годов (один из них я выложил в этой подборке: http://www.livejournal.com/community/ru_railway/73106.html).
Речной флот богат и разнообразен: дальние пассажирские теплоходы, грузовые суда (видел даже иранское), речные трамваи "Москва", военные катера со скорострельными пушками и ракетными остановками, а также многочисленные катера, яхты и лодки.
Главный городской транспорт – это быстрые и удобные маршрутки марки "Газель", с ветерком гоняющие по немного разбитым улицам. Автобусов гораздо меньше, хотя, что радует, иногда попадались наши любимые старые ЛиАЗы-677 и "круглые" ПАЗ-672.
Электротранспорт – это вполне типичные для российских городов троллейбусы "ЗиУ" и трамваи КТМ-5М, о которых стоит рассказать подробнее. Трамвайное движение открылось в Астрахани в 1900 году, с тех пор трамвайная сеть неоднократно расширялась и ныне пришла в совершенный упадок.



Трамвай КТМ-5

Трамваи ходят очень редко, состояние путей плачевное, в многие из линий из двухпутных (видимо для большей стильности) переделаны в однопутные. Судя по нынешнему состоянию линий, астраханский трамвай может повторить судьбу архангельского – за деградацией последует его ликвидация.




См. также виды Саратова из окна поезда, локомотивы Приволжской дороги и астраханские рассветы.

30 photos of old Russian town Astrakhan. You can see river Volga; fortress, built in XVI century; some soviet buildings and old tram lines.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 138 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →