Коля Калашников (zabyg17) wrote,
Коля Калашников
zabyg17

Categories:
  • Mood:
  • Music:

КЛИМОВСК. Часть 1



Климовск - один из образцовых заводских городов советского Подмосковья. Как это часто бывает, наличие двух градообразующих предприятий по разные стороны железной дороги предопределило разделение города на две не слишком хорошо связанных между собой части. Хотя это и не такой клинический случай, как разделенные каналом Химки или исполосованный железными дорогами Реутов, но Климовск имеет довольно сложную структуру, и добираться из одной его части в другую достаточно проблематично. Вот здесь можно посмотреть карту города, увы, не слишком хорошую.



Немного истории

Историческая часть Климовска города расположена возле станции "Гривно". В 1883 году рядом со станцией было начато строительство машиностроительного завода по производству ткацких станков. Несмотря на то, что завод был довольно крупным - в 1900 году на нем работало около тысячи человек - дореволюционных зданий в городе практически нет: все рабочие жили по соседним деревням.

Поселок при фабрике формировался очень медленно, и получил статус рабочего только в 1928 году. Несмотря на то, что в 1940 году Климовск стал городом, сельской застройки в нем было явно больше, чем городской. До сих пор она занимает значительную часть города.


Фонарь у ДК Машиностроителей

Резкий прирост населения Климовска произошел с 1959 (29 тыс. чел.) по 1979 годы (54 тыс. чел.) - именно в эти годы по другую сторону железной дороги вырос огромный район, по своему масштабу и парадности не только не уступающий исторической части, но даже превосходящий ее.


Юго-западная часть Климовска


Климовск. Пристанционная площадь и Ихтиманская улица

С пешеходного моста на станции "Гривно" открывается неплохой вид на старейшее предприятие города – Климовский машиностроительный завод. Увы, в кризисные 1990-е годы завод утратил большинство исторических корпусов – они либо перестроены, либо снесены. Тем не менее, на его территории пока еще цела прекрасная кирпичная водонапорная башня.

Пристанционная площадь встречает приезжих "пазиками" и старыми "ЛиАЗами-677", памятником солдатам Великой Отечественной и надписью "Klimovsk clan" на скрытой елями серой кирпичной стене.


Дворец культуры машиностроительного завода

К центру города идет Ихтиманская улица, выходящая к улице Ленина и стоящему на противоположной ее стороне памятнику Ильичу и монументальному Дворцу культуры машиностроительного завода (открылся 19 марта 1960 года, но выполнен в сталинском стиле).


Аббревиатура на фасаде трехэтажки 1928 года

Если пройти по улице Ленина налево от Дворца культуры, можно увидеть одни из старейших домов Климовска – две двуцветных конструктивистских трехэтажки. Ближайшая к ДК была построена в 1928 году, на ее фасаде сохранились буквы ПЖК (производственно-жилищный кооператив).


Улица Ленина, 20

Дальняя трехэтажка возведена в 1929 году, она, также как и первая, очень хорошо сохранилась. На ее фасаде можно увидеть замечательный реликт начала 1990-х годов - вывеску "Коммерческий комиссионный".


Универсальный магазин на улице Ленина

Между ними на улице Ленина стоит посмотреть здание универмага 1960-х годов, сохранившее "родную" надпись на фасаде и двухэтажное школьное здание довоенной постройки. Во дворах можно увидеть немало старых бетонных фонарей, занятные канализационные люки местного производства и впечатляющие панельные пятиэтажки с покатыми крышами и деревянными карнизами.


Дворец культуры машиностроительного завода. Задний фасад

Вернувшись на площадь, стоит подробнее осмотреть Дворец культуры – лепнину на портике, ротонду заднего фасада с чугунными решетками… Небезынтересны и стоящие возле ДК чугунные фонари 1950-х годов.


Дом на углу улиц Ленина и Победы

Справа от ДК, на углу улиц Ленина и Победы стоит импозантный жилой дом 1950-х годов. За ним чуть в глубине двора стоит суровое и лаконичное четырехэтажное здание (Ленина, 16), построенный в конце 1930-х годов для работников завода. Здесь же притулились и нетипичные для Подмосковья розовые хрущевские трехэтажки.


Атипичные хрущевские трехэтажки

Если пройти от площади на запад по улице Победы, то попадешь в обширный район, расположенный за речкой Петричкой.


Улица Победы

Ближайшая его часть застроена брежневскими многоэтажками, но в глубине – в районе Рощинской и Школьной улиц – есть дольно много двух- и трехэтажных домов начала 1950-х годов. Вдоль левой стороны улицы Победы тянется парк "Дубрава" – в нем сохранился любопытный городок советских аттракционов. Также этот район богат вывесками советских времен – в Москве такого уже почти не встретишь.


Школьная улица

Особый интерес представляет Школьная улица. В дальней ее части, возле автобусной остановки с затейливым названием "Ул. Школьная – киросинка ультра", пока еще целы несколько желтых двухэтажек совсем барачного вида. Впрочем, очевидно, что дни их уже сочтены – с них даже сосульки не скалывают :-(


Желтые двухэтажки и их смена - белые девятиэтажки

Основная часть Школьной улицы застроена серыми и красными кирпичными двухэтажками. Впрочем, среди них есть и парочка "атипичных" образчиков, выстроенных из серых блоков почти что плещеевского типа.


Блочная двухэтажка 1950-х годов

Во дворах некоторых двухэтажек сохранились каменные сараи-кладовки, а кое-где целы и затейливые козырьки подъездов.


Козырек подъезда двухэтажки на Школьной улице

На перекрестке со Спортивным проездом (ведет к стадиону) сохранились уникальные для Климовска здания – две конструктивистские двухэтажки и деревянный многоквартирный дом. Украшенные стильными угловыми балконами, эти дома, построенные в конце 1920-х годов, со времен постройки сохранили в неизменности большую часть дверей и оконных переплетов.


Конструктивистский дом в Спортивном проезде

Не менее замечателен и деревянный одноэтажный дом 1910-20-х годов, стоящий на другой стороне Школьной улицы. Крыльца у него расположены симметрично, карниз, украшен красивой резьбой, а наличники минималистски строги.


Деревянный дом

Увы, этому району, в том числе и особо ценным домам Спортивного проезда, угрожает исчезновение. В планах администрации Климовска – снос всех старых зданий и возведение на их месте новых многоэтажек.


Перечеркнутые здания – это в основном двухэтажки

После пересечения со Спортивным проездом Школьная улица проходит над речкой и выходит к Климовскому машиностроительному заводу. В этой ее части стоит обратить внимание на здание бани, а также на два отлично сохранившиеся деревянные двухэтажные коттеджи, стоящие среди сосен.


Зеленый коттедж

У завода Школьная улица кончается, вливаясь в улицу Ленина. На их перекрестке расположены еще две достопримечательности Климовска: желтое здание рабочей казармы и прекрасное конструктивистское пожарное депо.


Пожарное депо

Отсюда идет дорога к Симферопольскому шоссе и в залинейную часть города. Сейчас она проходит через железнодорожный переезд, но вскоре на его месте предполагается соорудить Сергеевский путепровод.

Продолжение здесь

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →