Коля Калашников (zabyg17) wrote,
Коля Калашников
zabyg17

ПОДОЛЬСК. ЧАСТЬ II

Второй рассказ о Подольске будет посвящен одному из самых любопытных мест Москвы и Подмосковья, встреченных мной за последнее время.

Плещеево





Поселок Плещеево с одноименной центральной улицей находится в северо-восточной заречной части Подольска, сильно в стороне от железной дороги и главной автомобильной магистрали города - Варшавского шоссе.



От центра города сюда можно попасть двумя способами: либо кружным путем на автобусах NN 1, 18, либо более прямым, но длинным пешим путем. Если ехать из Москвы, то можно проехать на электричке до платформы "Силикатная" или на "ПАЗике" от метро "Южная" до остановки "Поворот на Цемзавод".
Остановка эта обладает двумя достопримечательностями - грязноватой металлической брежневской стелой, о которой я писал в прошлом выпуске, и магазином крепежного оборудования с небезынтересным рекламным слоганом на фасаде: "Хочешь забить на все? Заходи!". На днях вывеску модифицировали неизвестные пиарщики, аккуратно перечеркнув предлог "на".


Цементный проезд – дорога на Плещеево. Вдали видны сдвоенные трубы цемзавода

Дорога на Плещеево/Цемзавод, носящая название Цементный проезд, идет через обширную и немного суровую промзону, в которой расположены цементный и шамотный (огнеупорный) заводы, контейнерный склад, нефтебаза и другие замечательные предприятия. Здесь есть подъездные пути с ручными стрелками, несколько старых фонарей, декоративный железный паровозик, водонапорная башня и множество живописного хлама, разбросанного по промплощадке.



Первый цементный завод на северном берегу Пахры появился в 1875 году в расположенной неподалеку деревне Выползово. Он использовал высококачественное местное сырье - известняк, слагающий берега реки. В 1906 году уже на нынешнем месте был основан более мощный цементный завод Толкушева.
В годы первой и второй пятилеток (конец 1920-х - 1930-е гг.) завод был реконструирован: появились новый печной корпус, здание помола, паропровод и другие сооружения. Выстроенный в течение второй пятилетки новый цементный завод составляет с ним единый комбинат. Как мне кажется, судя по сдвоенным трубам и архитектурно подчеркнутому каркасу зданий, характерному для западной промышленной архитектуры, модернизация завода велась с помощью иностранных специалистов. Ныне южная часть завода частично заброшена - в полуразрушенных корпусах, согласно информации с этого форума, любят проводить время альпинисты и сатанисты. Фотографии этой части завода можно посмотреть вот здесь: http://lost.biker.ru/gallery/cement_plant.

В последний раз я был на территории завода летом 1992 года, когда ни о каком запустении еще не было и речи. Наоборот, судя по пьяным рабочим, которые иногда попадались под окрестными кустами, он вполне успешно работал. С тех пор я туда так и не добирался.

Расположенный по другую сторону Цементного проезда завод огнеупорного кирпича (построен в 1931 году) уступает цемзаводу в богатстве архитектурных форм, но тоже весьма неплох. Лично мне особенно приглянулась невысокая, но крепенькая довоенная труба, стоящая на углу с Плещеевской улицей.


Корпуса и труба огнеупорного (шамотного) завода

Там же, на стыке Цементного проезда и Плещеевской улицы находятся дом явно дореволюционного происхождения и заброшенная Доска почета 1930-х годов. От нее остались только железный остов, две круглых тумбы по бокам, вокруг стоят несколько голубых елей-переростков. Отсюда и начинается поселок Цемзавода, тянущийся вдоль Плещеевской улицы.


Дом культуры "Плещеево". Западный фасад.

Ближайший ценный объект - Дом культуры "Плещеево" - находится на правой четной стороне Плещеевской улицы, совсем недалеко от Доски почета. Это бело-зеленое трехэтажное здание рубежа двадцатых-тридцатых годов, выдержанное в крайне лаконичных конструктивистских формах. По углам местами уцелели фонари с незатейливыми, но стильными завитушками, а вдоль улицы - столбики с шариками, на которых когда-то висела цепь, ограждающая территорию ДК.


ДК "Плещеево". Угловой фонарь

Если немного пройти вглубь за территорию ДК, то оказываешься на краю гигантского карьера, в котором добывали известняк для цементных заводов. Вдалеке за ним виднеются многоэтажки центра Подольска. Без преувеличения можно сказать, что это один из самых необычных пейзажей Подмосковья. Впрочем, о карьере чуть позже, вернемся на Плещеевскую улицу.


Вид от Плещеево на карьер и центр Подольска

Поблизости от здания ДК можно увидеть две не слишком выразительных трехэтажки начала 1930-х годов и одноэтажный деревянный дом, синие наличники которого явно находятся в отдаленном родстве со стилем модерн.

Пройдя мимо небольших зарослей с живописной помойкой, мы оказываемся на перекрестке Плещеевской и Банной улиц. Здесь начинается основной ансамбль поселка Цемзавода.

На Банной улице находятся два выдающихся памятника провинциального советского конструктивизма, аналогов которым я не встречал больше нигде. Это дома N2 и N4.


Дом N4 - двухэтажка из темно-серых блоков (похоже местного производства) с трехэтажными башнями по углам. Башни не слишком функциональны, но смотрятся очень выразительно.


Дом N2 - трехэтажка из того же материала. У нее нет таких башен, как у двухэтажки, но зато более светлыми полосами цемента подчеркнуто горизонтальное членение здания (привет В. Паперному с его небесспорной теорией горизонтального/вертикального в советской архитектуре). Этот же материал служит и для оформления квартирных и лестничных окон.

Оба дома крайне нетипичны для подмосковного конструктивизма рубежа двадцатых-тридцатых годов. Лично мне, глядя на них, скорее вспомнились английские фотографии guimontv, чем примеры из отечественной архитектуры. Остается предположить, что, как и в случае с П.П. Шариковым, здесь не обошлось без сенбернара, т.е. иностранных специалистов.



Дополнительный штрих в общую атмосферу Банной улицы и ее окрестностей вносят многочисленные разномастные сараи и покосившиеся заборы, отделяющие жилые дома от края котлована. На некоторых из них можно встретить редкие по нынешним временам надписи "Rambo", "Arnold", "Kong Fu" - следы ныне исчезнувшей проамериканской подростковой культуры 1980-х годов.



Сразу за постройками Банной улицы начинается основная часть старого поселка цемзавода. Это три длинных конструктивистских корпуса, расположенные перпендикулярно Плещеевской улице. Построены они из таких же блоков, но покрашены и местами оштукатурены.
В центральном из них на первом этаже расположен продуктовый магазин, шрифт вывесок которого безусловно нов, но выдержан в духе двадцатых годов. Состояние домов местами ужасающее, а местами вполне неплохое - затянутые полиэтиленом окна соседствуют с пластиковыми стеклопакетами.


Корпус с магазинами на первом этаже

В третьем по счету корпусе сохранилась коридорная система комнат с общей уборной. Видимо из-за этого во дворе пришлось установить два дополнительных туалета. Один из них не представляет из себя ничего выдающегося - обшарпанное каменное здание с выбитыми дверями, зато другой - настоящее произведение искусства. Это кузов грузовика, расписанный неизвестным, но талантливым художником - он изобразил на нем стильных персонажей из эпохи Чарли Чаплина. Скажу без преувеличения - я бы хотел иметь этот шедевр в своей коллекции.


Расписной туалет: женская половина. Мужскую см. выше

Если говорить о старой части поселка в целом, то следует отметить, что она является выдающейся сразу по нескольким параметрам:
1) Наличие безусловных шедевров - дома по Банной улице. Они абсолютно неизвестны, но, безусловно, достойны включения в антологию отечественной архитектуры 1920-30-х годов.
2) Все здания не принадлежат к распространенным типам конструктивистских зданий. Дома того же времени в центре Подольска значительно менее оригинальны - их аналоги можно найти в Москве и других городах.
3) Высокая сохранность ансамбля - он дожил до наших дней без каких-либо радикальных изменений.
4) Наличие любопытных объектов второго ряда. Один расписной туалет чего стоит! А ведь есть еще сараи, канализационные люки и столики для распития пива у продуктового магазина…

Кстати, стоит уточнить, что место не производит впечатление социально благополучного - из затянутых полиэтиленом окон первого этажа слышался шум пьяной ссоры, у расположенной по соседству школы зловеще шумели подростки…


Двухэтажки на левой стороне Плещеевской улицы

Противоположная, левая сторона Плещеевской улицы застроена двухэтажными домами 1940-х - начала 1950-х годов. Их два вида: деревянные, покрытые облезлой желтой штукатуркой, и более новые, кирпичные. Дома стоят шашечками - деревянные ближе к дороге, кирпичные - чуть в глубине дворов. В одной из деревянных двухэтажек находится Детская поликлиника N1 города Подольска.


Детская поликлиника N1 города Подольска

Дальше Плещеевская улица застроена 3-4-этажными красными хрущевками, появившимися, очевидно, на месте стоявших здесь частных домов. На левой стороне улицы есть несколько артефактов брежневской эпохи - заброшенная детская площадка с огромными бетонными фигурами кошечки и собачки. Площадка не выглядит действующей - ее пересекает байпассная линия.



На углу Плещеевской и Левитана сохранились несколько кирпичных двухэтажек. Здесь же рядом - конечная автобуса с названием Цемзавод (хотя завода здесь как раз и нет). Сразу за ней Плещеевская улица сужается и идет под уклон, мимо сталинской двухэтажки, поселка современных коттеджей, к одноименной усадьбе.


Панорама усадьбы Плещеево

Усадьба Плещеево не слишком благополучно пережила ХХ век. Тем не менее, здесь уцелели белокаменные обелиски на въездах, а также частично перестроенные главный дом и флигель.
Главная достопримечательность усадьбы - небольшой хозяйственный корпус, выстроенный в духе романтической готики начала XIX века. В последние годы в нем устроена церковь.
В начале 1990-х годов, если я точно помню, здесь жили люди, а в интерьерах была замечательная чугунная лестница. Не знаю, цела ли она сейчас.


Готический корпус в 1992 году

Описание истории усадьбы не входит в задачу данного повествования, поэтому, если интересно, предлагаю посмотреть материалы, расположенные по этим ссылкам:
http://podolsk.newcontinent.ru/history/podolsk.htm
http://hist-usadba.narod.ru/links0-80.html



Коттеджный поселок

Вокруг усадьбы сохранился старинный парк, спускающийся к реке Пахре. С запада на его территорию частично вторглась современная коттеджная застройка. Далеко не все особняки, несмотря на подчас вполне внушительные объемы, имеют гламурный облик. Фасады обезображены разномастными пристройками или, наоборот, недоделками. Также налицо традиционное плещеевское пренебрежение к благоустройству.
Любопытно, что некоторые из коттеджей построены из таких же цементных блоков, как и дома на Банной улице.


Строительство дома из "плещеевских" блоков

Как я уже писал, с юга территория поселка ограничена огромным карьером, в котором добывали известняк для цементных заводов. Сейчас добыча здесь прекращена, но, тем не менее, какие-то работы все-таки ведутся - на въезде стоят бытовки для рабочих, бульдозер разравнивает горы мусора. Фотографировать здесь следует с осторожностью - это чревато возможными проблемами. Рабочие реагируют на присутствие посторонних не слишком дружелюбно.

Наилучшая точка для фотографирования – высокий холм в юго-восточной части карьера. Отсюда открывается вид на весь карьер, на заводы, на поселок Плещеево и многоэтажки Подольска. Место очень живописное и отчетливо напомнило мне гигантский холм в Дзержинском.



Мимо карьера идет и кратчайший путь от Плещеево к станции "Подольск". Узенькая тропинка выводит от поселка к южной части цементного завода. Здесь можно увидеть непонятного предназначения грот, сложенный из белого камня, небольшую промзону и руины одного из заводских корпусов.
Переправа через Пахру - это еще одна местная достопримечательность. Спустившись с речного откоса по крутой железной лестнице, прохожий попадает на ветхий и шаткий "чертов мостик". Это удивительно несовременное и живописное сооружение.



С мостика открывается вид на заросшие ивняком склоны реки и серые опоры довоенных мостов Курской железной дороги. На другом берегу реки начинаются территории садовых товариществ. Тропинка идет среди их мощных и немного брутальных заборов. До станции отсюда примерно километр пути, до ближайших жилых районов - наполовину меньше.


Тропинка среди дачных заборов

Так уж получилось, что мне доводилось и раньше бывать в этих местах, но художественный смысл их был от меня скрыт.
Чертов мост и карьер я помню еще с раннего школьного возраста - здесь мы гуляли с отцом, ловили рыбу в Пахре, жгли костер и катались на тарзанке.
По территории цементного завода, вдоль карьера и по поселку я проезжал на велосипеде в 1992 году. Все вышеперечисленное помню очень смутно, а уж ни на какие шедевры советской архитектуры я внимания тогда не обратил. Все, что осталось от той поездки - единственный слайд с фотографией готического домика в усадьбе Плещеево. Сейчас мне стыдно за себя тогдашнего - сколько замечательных возможностей я упустил!
С тех пор и до самого последнего времени я в Плещееве не бывал - оно находится слишком на отшибе Подольска, а посещать это место специально мне не приходило в голову. Теперь эта ошибка исправлена.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →