Коля Калашников (zabyg17) wrote,
Коля Калашников
zabyg17

Нагатинская - Коломенская - Варшавская

Вечером 18 июня решил пройтись после работы. Было уже 9 часов, сил и времени на дальний поход не оставалось, и я решил пройтись где-то на пути к дому. Как-то само собой получилось, что, доехав до "Нагатинской", я вышел наружу и пошел в район Коломенской, чтобы проверить, сохранился ли местный шедевр - конструктивистский дом на Высокой улице.
Дождливый и сумрачный день завершался великолепным вечером: чистое голубое небо, прозрачный воздух, деревья и стены домов освещало нежное вечернее солнце. Фотоаппарат я с собой не взял, а потому просто шел и наслаждался пейзажем.



Я перешел Варшавское шоссе и пошел на восток в Нагатино-Коломенское. Слева от меня был завод "Брынцалов А" (в советское время - химико-фармацевтический завод имени Л.Я. Карпова, затем - ФАО "Ферейн"). Справа - несколько переделанные дома рубежа 1920-30-х годов (Нагатинская ул, 2).
Улица потихоньку пошла под уклон, и я вышел на пересечение с 1-м Нагатинским проездом. По правой стороне улицы стояли пятиэтажные дома начала 1950-х годов, выстроенные из серого силикатного кирпича и украшенные лепниной (дд. 4,6, 10).
Снова поднявшись на горку, я оказался у ансамбля раннебрежневских двенадцатиэтажных башен (дд. 11-13) с пристроенными сбоку магазинами. Через дорогу от них, на правой стороне улицы, находится 7-й троллейбусный парк. Прямо возле его ворот стояли старые грузовые троллейбусы, ныне приспособленные для ремонта контактной сети. Грузовые троллейбусы, весьма распространенные в моем детстве, с каждым годом становятся все большей редкостью - скоро их не будет совсем.
За троллпарком мое внимание привлек длинный трехэтажный корпус Московского завода автоагрегатов (д. 16). Датировать его было немного трудно из-за позднейших перестроек, но, приглядевшись, я решил, что это все-таки 1930-е годы.

Вот я и вышел в Нагатино. Слева под горкой мелькала Москва-река и дома Автозаводской, прямо виднелись купола Казанской церкви в Коломенском.
В 1920-е годы это была далекая рабочая и одновременно дачная окраина Москвы. Тогда здесь только начинали строить большие дома, появились первые предприятия, провели линию трамвая. По воспоминаниям старожилов, место считалось достаточно глухим и еще очень долго сохраняло поселковый облик.

На пересечении с Нагатинским бульваром еще сохранилось несколько домов того времени. Скромные кирпичные пятиэтажки (дд. 17-21), покрашенные светло-коричневой краской, судя по замковым перекрытиям окон, были построены еще в двадцатые годы. С тех пор они ремонтировались, в них поменяли оконные рамы, но свой внешний вид дома сохранили.
Перейдя бульвар, я вышел к началу Высокой улицы. Свое необычное название она получила в 1966 году, а до этого называлась Средней и Нагатинским шоссе.

Здесь меня ждало сильное разочарование - на месте интереснейшего конструктивистского дома (Высокая, 2-4) стояла новенькая красная многоэтажка серии П44Т. Другие постройки 1920-30-х годов - каланча, школа и жилой дом с магазинами (Нагатинская, 27) - пока еще сохранились, но было очевидно, что скоро доберутся и до них.


Конструктивистский дом на Высокой улице. Здесь и далее: фото октября 2002 года

Снесенный дом 2-4 по Высокой улице выделялся своей необычной постройкой - два крыла соединялись высокой центральной частью (возможно, чуть более поздней), боковые части были украшены необычными эркерами. К сожалению, мне неизвестны ни архитектор, ни точная дата постройки этого здания. Очень жаль, что дом снесен - район лишился интереснейшего памятника.


Центральная часть здания крупным планом


Центральная часть здания. Вид со двора


Вид на дом с запада. Обратите внимание на эркеры.


Эркер с восточной стороны


Боковой фасад дома


Еще один эркер


Когда-то снесенный дом был украшен такими граффити. Посвящаю это фото его разрушителям

Огорчившись, я решил не завершать прогулку и проверить, что случилось в последние годы с еще одним весьма интересным районом - Старокаширским шоссе. Пройдя на юг около полутора километров по построенной в конце 1960-х годов улице академика Миллионщикова, перейдя Четвертое кольцо и Каширку, я вышел в нужный мне район.

Ситуация на Старой Каширке была чуть лучше: большинство сталинских пятиэтажек хотя и изрядно реконструировали, но не снесли. Некоторые из них вообще сохранились полностью. Ничего не сталось и с двумя гигантскими сталинскими многоэтажками (дд. 1 и 16).
Тем не менее, в районе сильно ощущалось дыхание новых времен и вспомнившиеся мне теплые сентябрьские деньки 1990 года, когда я прогуливал здесь школу, казались чем-то очень далеким.

Свернув со Старокаширского шоссе на Каширский проезд я пошел к метро "Варшавская". По пути мое внимание привлек очень живописный ржавый железнодорожный путь, уходящий вглубь жилого квартала между домами 7 и 9.
Было уже одиннадцать вечера, я подошел к метро, сел на автобус и поехал домой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments