Коля Калашников (zabyg17) wrote,
Коля Калашников
zabyg17

Categories:
  • Music:

Подмосковные города – 2

Продолжаю публикацию заметок о Подмосковье. Напомню, предыдущий выпуск – поселок Фабрики 1 Мая. Теперь на очереди Щербинка.

ЩЕРБИНКА

Щербинка - совсем небольшой городок, зажатый между Москвой и Подольском. Курская железная дорога делит его на две части: восточную городскую (что примыкает к Варшавскому шоссе) и западную поселковую. Городом Щербинка стала относительно недавно - 27 января 1975 года.


Вид на центр Щербинки от железнодорожного испытательного кольца


В Щербинке нет архитектурных шедевров или особенно стильной застройки. Это обычный пристанционный город – в меру эклектичный, в меру неухоженный. Впрочем, возможно, Щербинка – не просто обычный, а классический подмосковный город.

Северная и южные части Щербинки сохранили малоэтажную сталинскую застройку (мне особенно по душе Почтовая и Вишневая улицы, фотографии которых приведены ниже), а центральная, когда-то, по-видимому, застроенная частными домами и бараками, сейчас занята многоэтажками. Небольшая промзона находится на юге города.
Ярко выраженного городского центра в Щербинке нет. Де-факто его роль выполняет пристанционная площадь, но снос старых зданий и застройка современными домами только усилили ее эклектичность.

До войны Щербинка формировалась как агломерация из нескольких поселков: завода огнеупоров (южная часть города), Новомосковского, заселенного переселенцами из Москвы (за железнодорожной линией), Люблинского (север города) и др. По мере роста каждого из них складывалась единая территория.
В 1939 году пристанционный поселок преобразован в рабочий, а в его состав вошли деревни Щербинка и Никольское.
В связи с электрификацией железной дороги, начатой в 1937 году, в Щербинке было решено построить жилье для электрификаторов. Вдоль Серпуховского шоссе возвели несколько двухэтажных домов (современная улица Мостотреста).


Довоенные двухэтажки на улице Мостотреста

В сборнике "Города Подмосковья" (М., 1981) сообщается, что в Щербинку в предвоенные годы переселяли москвичей, чьи дома попали под реконструкцию. Сюда же перевели некоторые предприятия Москвы. На месте небольшого завода "клей-мыло" с 1 августа 1938 года начал работать переведенный из Москвы штамповочно-механический завод, выпускавший различные значки. За четыре предвоенных года в Щербинке было построено более 500 жилых домов, а население выросло до 6 тысяч человек.


Вишневая улица

В послевоенные годы в Щербинке были построены несколько двухэтажных 8 и 12-квартирных домов, общежития для работников огнеупорного завода, велось также и индивидуальное строительство. По данным из того же источника, в 1954-55 гг. появились первые трехэтажные кирпичные дома на 24 квартиры каждый (отмечу, что на фасаде одного из них четко прописана дата – июнь 1957 года). В 1960-65 гг. в поселке сооружено 36 новых пятиэтажных домов.


Магазин в новой части города

Стоит отметить и такой любопытный факт, приведенный в "Городах Подмосковья": к 50-летию советской власти (т.е. к 1967 году) в поселке насчитывалось 78 улиц общей протяженностью 43 км, 17 из них были покрыты асфальтом. Старые же срубные колодцы были к этому времени заменены 62 водозаборными колонками.


Садовая улица. Проблемы с благоустройством чувствуются до сих пор.

Сейчас на юго-западе Щербинки идет интенсивное строительство: на месте поселка Новомосковский строятся новые кирпичные дома, предназначенные для тех, кому не хватает денег на квартиру в Москве. Судя по всему, это только первая ласточка – скоро в Щербинке появится еще больше новых строек, и от частных домов с огородами и сталинских двухэтажек останутся одни только воспоминания.


Новое и старое

Главная достопримечательность Щербинки – железнодорожное испытательное кольцо. В небольшой экспозиции под открытым небом (она расположена неподалеку от платформы электричек), можно увидеть несколько образцов старой техники: электричку серии "Ср" с плоской мордой и открывающимися вручную дверями, электровоз ВЛ22М с балкончиками у передней и задней кабин, стильный серенькой тепловоз "Стрела".


Электричка серии "Ср" и электровоз 2ВЛ8

В окрестностях железнодорожного кольца можно встретить и другие образцы старого подвижного состава – стоящие в тупике паровозные тендеры, облезлые пассажирские вагоны 1950-60-х годов, заброшенную электричку ЭР9 с круглой мордой…


Заброшенная электричка ЭР9

Еще больше подобных "сокровищ" есть на территории ВНИИ железнодорожного транспорта. Нам с друзьями удалось попасть туда только один раз – это было лет восемь назад, и подробности уже несколько стерлись из памяти. Помню несколько разномастных паровозов, красный электровоз с номером 001 и вагон электрички с круглой мордой и дополнительным тамбуром посреди салона. Вторичная попытка проникнуть туда потерпела неудачу, но, тем не менее, думаю, что при желании это вполне реально.
Иногда на кольце можно увидеть испытания новейших локомотивов, электричек и даже поездов метро. Однажды я застал там новейшую электричку-экспресс Торжковского вагоностроительного завода, на информационных табло которой было написано "Санкт-Петербург".

Посреди железнодорожного кольца находится поселок Новокурьяново, построенный в 1940-е годы для переселенцев из деревни Курьяново (юго-восток Москвы, район платформы "Перерва"), на месте которой были сооружены одноименная станция аэрации и замечательный двухэтажечный поселок. В 1985 году поселок Новокурьяново вошел в черту Москвы. Скоро его снесут, а на этом месте устроят промзону и депо для поездов Бутовской линии легкого метро.


Вид на поселок авиаторов со стороны Южного Бутово

За железнодорожным кольцом расположен поселок при аэродроме "Остафьево". В нем есть улицы с примечательными названиями Первая и Вторая, две сталинских столовых с большими арочными окнами, двухэтажки разных форм и мастей, несколько пятиэтажных и девятиэтажных домов. Из особых достопримечательностей мне запомнился матросский клуб, невесть как оказавшийся в этом сугубо сухопутном месте, и собачья будка, сделанная из носового обтекателя самолета Ан-24.

С севера к поселку довольно близко подходят кварталы московского района Южное Бутово. Мало где настолько явственно видна разница между российской столицей и провинцией. Всего километр пути через развороченное бульдозерами и сильно замусоренное поле мимо очистных сооружений, - и из грязноватого и глухого поселка попадаешь в благоустроенные кварталы современного города. Я неоднократно ходил там, и всякий раз поражался этому контрасту.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →