Коля Калашников (zabyg17) wrote,
Коля Калашников
zabyg17

Categories:

КЛУБ




Потолка не было – только несколько обожженных сильным пламенем железных полос, на которых под порывами ветра с ритмичным скрипом покачивался прогоревший остов осветительного фонаря.

Сколько раз, тайком пробравшись с приятелями в школьный актовый зал, они включали ряды таких же осветительных фонарей, заливая разноцветными лучами сцену. Яркие пятна огней на сцене (особенно почему-то выделялся красный), длинный, поднимающийся в темноту пустой зрительный зал – все это должно было бы создавать романтическую, загадочную атмосферу, атмосферу творчества и высоких идеалов, но ничего этого не случалось. Было просто открывание скрипевшей жестяной дверцы, щелканье тумблерами и результатом – свет скучных, казенных прожекторов – процедура не более многозначная и аллегорическая, чем включение лампочки в уборной.

Тогда ему казалось – он чего-то не понимает, надо попытаться разглядеть, придумать за освещением сцены нечто большее, чем просто яркий свет. Теперь, глядя на сгоревший клуб, пришло осознание суетности всего этого.
Там, в школе, та сцена и те фонари годились только для одного – для разыгрывания мрачных и жестоких мистерий, имеющих целью доказать раз и навсегда однозначность и материальность вселенной, и заставить всех, каждого, каждого, кто стоял на этой сцене под жестким светом или сидел в полутемном зале, понять и признать это.
Кульминацией действа становилось включение освещаемого прожектором зеркального шара – функции его, вероятно, двояки. Во первых, – разбрызгивать блики этого жесткого света как на тех, кто стоял на сцене, так и на тех, кто сидел в зале, обозначая круг посвящаемых в творящееся. Во-вторых, само вращение шара, как крылья брейгелевской мельницы, наглядно демонстрировало бы неотвратимый ход времени и его соучастие происходящему. Скрип и скрежет вращения шара засвидетельствуют тернистость и сложность понимания происходящего, непростоту жизненного пути в этом творимом цельном, однозначном мире. Но ровное гудение мотора – придаст бодрость и пример внимающим. Остановка шара, его превращение в скульптурную часть интерьера подчеркнула бы простоту перехода из мира знаков в мир символов, еще раз демонстрируя однозначность вселенной и в этом ее проявлении.

Обгоревшее внутри, здание клуба никак не выглядело пострадавшим снаружи, незадолго до пожара его покрасили и побелили – даже многие стекла были целы. Массивные колонны продолжали поддерживать тяжелый лепной фронтон, за которым по-прежнему ощутимой и существующей представлялась исчезнувшая крыша. За колоннами висел балкон с выпуклыми и тяжелыми гипсовыми балясинами перил – достойный антураж для появления пусть даже самой внушительной Джульетты. Стекла во французских окнах, ведущих на балкон из зала, разбиты и между массивными переплетами виднеются пожухшие от пламени листья лип на ровном фоне низкого серого неба.
Над заколоченными дверями входа глядели в пространство две театральных маски – одна с гипсовой улыбкой веселыми глазами смотрела в сторону пустой, усыпанной прошлогодними листьями бетонной беседки; другая, с горестным выражением устремив взгляд вверх, пыталась рассмотреть, что же все-таки случилось в клубе.

На маленькой площадке перед клубом не было никого, кроме их двоих. Когда-то давно сюда приходили люди, чтобы позвонить в Москву. Напротив клуба торговал газетный киоск, под колоннами резались в исполинские шашки и шахматы отдыхающие - пивные мужики лет по пятьдесят-шестьдесят, одетые в тренировочные штаны и мятые рубашки. Тогда это был просто санаторский корпус, несколько навязчивый своей помпезностью – место действия, декорация и ничего больше.
Теперь все стало иначе: площадка пуста, отдыхающие в санатории почти перевелись, а лишенный крыши клуб, напоминая своей закругленностью Колизей, стоит: молчаливый укор наступившим временам. В зале чирикают воробьи, и если хорошо прислушаться, то можно услышать тихие стоны, похожие на скрип, издаваемые маской-трагиком.



1996
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments