Коля Калашников (zabyg17) wrote,
Коля Калашников
zabyg17

Categories:

Тула: между модерном, конструктивизмом и сталинским стилем


Арсенальная, 16/2. Фрагмент уличного фасада. Красно-кирпичная часть здания построена в 1927 году и носит отдельные черты стиля модерн. Верхний этаж - предвоенная надстройка.

В этой подборке пойдет речь о зданиях в нескольких рабочих кварталах Тулы, построенных в 1920-30-е годы. Все они далеки от высоких идеалов, но ценны тем, что не совсем вписываются в каноническую линию советской архитектуры и демонстрируют нереализованные пути ее развития.

Я специально не привожу в этой подборке традиционные конструктивистские и сталинские постройки, которыми также богата Тула. Это совсем другая тема, о которой стоит написать отдельно.


Угол Октябрьской и Арсенальной


Октябрьская, 36. Фасад

На углу Октябрьской и Арсенальной улиц в Зареченском районе города расположен один из самых любопытных ансамблей Советской Тулы. Это три четырехэтажных корпуса и еще один трехэтажный, архитектура которых представляет собой смесь из модерна, конструктивизма и сталинского стиля.


Октябрьская, 36. Вид сбоку

Как рассказали нам местные жители - молодая мама, две старушки и деловитый пенсионер, - они были построены в 1927 году, а перед войной их надстроили. Во время осады Тулы в 1941 году в один из них (в какой именно - возникли разногласия) попала фашистская бомба.


Двор: общий вид

В разговоре обитатели больше жаловались на коммунальные неудобства: гнилые перекрытия, вонючую помойку и темные подъезды. По их словам, раньше этот двор был более ухожен. В нем был сталинский фонтан (сейчас его отремонтировали до неузнаваемости) и скульптуры.


Арсенальная, 16/1 (он же Октябрьская, 36) и 16/2. Вид со двора

Облик этих домов, названных нашим собеседником-пенсионером "советским гетто" (он считает, что всё здесь нужно просто снести), весьма причудлив. В основе их достаточно строгие трехэтажные корпуса, близкие по формам к конструктивизму, но с рудиментами модерна: скругленные углы во внутренних двориках (как в домах середины 1920-х годов на Большой Серпуховской улице в Подольске), на замковых камнях окон третьего этажа небольшие лепные "уши", а на уличных фасадах - овальные окна с частой расстекловкой.


Арсенальная, 16/2. Обратите внимание на скругленный угол и "уши" у окон третьего этажа

Трехэтажный корпус во дворе (Октябрьская, 38/3), который избежал надстройки, сохранил еще больше деталей первоначального убранства. Если не знать дату его постройки, то можно принять его за дореволюционный доходный дом средней руки.


Октябрьская, 38/3. Этот корпус избежал надстройки.

Напомню, аналогичные "межстилевые" постройки можно найти и в подмосковных фабричных городах: Коломне, Красноармейске, Наро-Фоминске, Подольске, Воскресенске и т.п. Чаще всего они возводились силами предприятий или с помощью Фондов улучшения быта рабочих (ФУБРов). Для себя в качестве рабочего термина я называю такие здания "протосоветскими".


Октябрьская, 38/2. Этот дом украшен гораздо скромнее, ибо расположен в глубине двора

Стоит также отметить, что первоначальная часть надстроенных зданий сложена из очень качественного кирпича - обычно в домах 1920-х годов он гораздо хуже. При надстройке 1930-х использован уже кирпич не лучшего качества.


Октябрьская, 38/2: фрагмент надстройки крупным планом. Где еще найдешь замковый камень на предвоенной постройке?



Арсенальная, 16/2. Вид с улицы

На корпусах, выходящих на улицы, надстройка выполнена очень тонко и не только не конфликтует с первоначальной частью здания, но даже делает ее более законченной. Белые оштукатуренные стены, тонкие лепные детали отлично сочетаются с красным кирпичом первоначального объема.


Октябрьская, 36. По поводу этой башенки у меня есть две версии - либо это водонапорная башня 1920-х (подобные есть на домах в Красноармейске, Наро-Фоминске и Электростали), либо вышка ПВО 1940-х годов. Впрочем, возможно, это одно, переоборудованное в другое :-)

По стилю надстройка скорее близка к послевоенным образцам советского зодчества: она спокойна и монументальна. Вместе с тем, обращают на себя внимание детали, которых не встретить во второй половине 1940-х годов: частая расстекловка верхней части оконных рам, замковые камни. Да и лепные детали все-таки слишком строги и графичны.


Арсенальная, 16/2. Фрагмент фасада

Невзирая на противоречия в рассказах жителей двора, похоже, что надстройка зданий была осуществлена еще в предвоенные годы. В Туле есть и другие примеры любопытной довоенной архитектуры: например, дом с ласточкиными хвостами на проспекте Ленина или парадный дом на Октябрьской улице

rms_baltic: Стиль последнего этажа - ренессанс, а вовсе не сталинский. Сталинского стиля как такового не существует, в академическом смысле.

Чередование треугольных и покатых фронтонов на волютах - это характерная черта ренессанса, и в сталинской архитектуре встречается крайне редко (навскидку вспомню разве что жилой дом на Ленинградке у ст.м. "Аэропорт"), ну, и творения г-на Жолтовского, конечно. Сталин к ним имел лишь то отношение, что не расстрелял старорежимного академика, а позволил ему строить.


Здания на углу Октябрьской и Арсенальной ухитрились дважды попасть в межстилевой промежуток - и при постройке, и при надстройке. В итоге перед нами весьма редкая вариация сталинского архитектурного стиля. Если сильно преувеличить, можно даже назвать ее "сталинским модерном". :-) Действительно, строгая рациональная основа здания и изящный внешний декор-маска - все это было характерно для архитектуры 1900-1910-х годов.


Октябрьская, 36. Фрагмент фасада

В этой связи стоит напомнить, что сталинский стиль более вариативен, чем это обычно принято считать. В отличие от обычной эклектики, он примерял на себя "одежки" самых разных архитектурных стилей, бытовавших на территории бывшего СССР, не теряя и не скрывая своего собственного облика. Только в центральной России можно встретить самые разные его вариации - от подражания постройкам XVII века до классицизма, от русского барокко середины XVIII века до кирпичного стиля. А ведь есть еще богатейшая архитектура национальных окраин, где с каноническими формами обращались еще более смело.


Квартал на улице Володарского


Демидовская, 56/1. Вид со стороны улицы.

Второй ансамбль Зареченского района расположен на соседней Демидовской улице (бывшая Володарского). Это также трехэтажки, надстроенные дополнительным этажом. Их основа уже не имеет признаков модерна, как в предыдущем квартале - это чистый утилитарный конструктивизм.


Демидовская, 56/1. Вид со стороны двора.

Наибольший интерес представляет надстроенный четвертый этаж и его необычный декор (56/1), которого нет на дворовых корпусах (56/2 и 56/3). Большинство деталей (монументальность, вертикальные окна, обелиски на углах здания) указывают на его послевоенное происхождение. Вместе с тем, формы их очень неканонические, как и в случае с кварталом на Арсенальной.


Демидовская, 56/1. Обратите внимание на обелиски по углам здания.

Я бы предположил, что перед нами или снова образец предвоенной архитектуры, как в первом случае, или здание самой середины 1940-х годов, когда послевоенная версия стиля только формировалась.


Демидовская, 56/3. Дворовый корпус лишен декора.


Красные дома на улице Луначарского


Луначарского, 17/3 и 17/4.

Третий квартал красных домов в Зареченском районе расположен на улице Луначарского. Они очень просты по формам и совершенно укладываются в конструктивистскую традицию 1920-х.


Квартал красных домов со стороны улицы Володарского. Примерно так он выглядел и в двадцатые.


Дом на Гоголевской улице


Гоголевская, 76. Общий вид

Первый из них - это жилой дом №76 по улице Гоголевская в центре Тулы. Он сочетает лаконизм и строгость форм конструктивизма с некоторыми приемами из дореволюционной строительной практики - крупными эркерами и строгими пилястрами на 3-5 этажах главного фасада.


Гоголевская, 76. Фасад


Квартал на улице Михеева


Михеева, 3А. Фасад

Еще один любопытный квартал находится на юго-востоке города - на улице Михеева. Это два стоящих рядом трехэтажных корпуса и перпендикулярная им двухэтажка. Выстроены они, судя по формам, в середине или второй половине 1930х.



Михеева, 5. Фасад



Михеева, 5. Эркеры и труба подвальной котельной


Если передние фасады достаточно типичны для архитектуры этого времени, то расположенные на тыльной стороне зданий крупные эркеры - атипичны. Нигде на подобных домах такого я больше не встречал.



Михеева, 3. Эркеры на тыльной стороне здания


Мораль

Подводя итоги, можно констатировать следующее: в Туле сохранились достаточно редкие и весьма интересные по формам памятники советской архитектуры, позволяющие судить и о влиянии дореволюционной традиции на архитектуру 1920-х, и о поисках новых форм в периоды смены стилей - конструктивистского на сталинский, довоенного сталинского на послевоенный.
Опираясь на них, можно понять, насколько извилистыми были пути развития советской архитектуры, и примерно представить, какие альтернативы стояли перед архитекторами и строителями 1920-30-х.
Увы, о таких домах редко пишут в путеводителях, а если и упоминают, то вскользь: "в 1929 году для рабочих завода было выстроено три многоквартирных дома". О стилистике зданий и их создателях, как правило, ничего не говорится. Мне пока не известны имена архитекторов, построивших эти любопытнейшие здания. Надеюсь, со временем их удастся узнать.

Большое спасибо guimontv, nordprod и yardkeeper за участие в добывании материала для этой заметки :-)

Buildings of 1920-30-s in city Tula (180 km from Moscow)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →