Коля Калашников (zabyg17) wrote,
Коля Калашников
zabyg17

Categories:

Волгоград


Триумфальная арка на канале Волга-Дон. 1952. Арх. Л. Поляков

В начале рассказа о Волгограде стоит уточнить, что мы с guimontv были там чуть меньше дня. Хотя мы много ходили, смотрели, фотографировали, и даже проехали город насквозь (более 50 километров от края до края), впечатления все же очень поверхностны. Лично мне очень хочется вернуться в Волгоград снова и осмотреть все как следует.


Город и его архитектура
До приезда в Волгоград мои представления о нем были довольно типичны: это самый длинный город России, во время Великой Отечественной полностью разрушен, после войны отстроен заново… Реальность же оказалось намного богаче и интереснее.


Парадный ансамбль набережной Волги. Вид на реку

Вдоль Волги город тянется на несколько десятков километров. Из-за огромной длины город лишен цельности и представляет собой агломерацию из крупных районов, некоторые из которых настолько удалены от центра и самодостаточны, что вполне могут считаться отдельными городами.
Основная часть застройки в таких районах-городах – хрущевская и брежневская. Немалую площадь, особенно в южной части Волгограда, занимает и частный сектор. Сталинских домов на окраинах не так уж и много: миф о Волгограде, как о городе, насыщенном послевоенной архитектурой, не совсем оправдан. Ее много, но она далеко не превалирует.


Парадный ансамбль набережной Волги. Вид на город

Парадная послевоенная застройка определяет лицо Центрального района и других частей города. Вместе с тем, даже и там трудно встретить абсолютно цельный градостроительный ансамбль. Масштаб восстановительных работ был слишком велик и их не успели завершить до середины 1950-х. Даже в кварталах, где она преобладает, чаще всего можно встретить хрущевские или брежневские дома.


Хрущевские дома на улице маршала Чуйкова

Большинство из воплощенных сталинских зданий центра города следует отнести к "высокой" вариации стиля. Они очень монументальны и обладают массой "излишеств": колоннадами, башенками, барельефами и т.п.
В заводских районах – Ворошиловском, у Тракторного и "Красного Октября" парадные сталинские здания служат "ширмой" для предвоенной застройки. Они стоят вдоль красной линии улиц, скрывая в глубине кварталов скромные конструктивистские четырехэтажки или хрущевки.


Тракторозаводский район. Облезлая конструктивистская четырехэтажка начала 1930-х (Жолудева, 18).

В окраинных районах немало малоэтажных послевоенных домов – представителей "низкой" вариации стиля. Самый крупный из ансамблей - это поселок завода имени Петрова, расположенный к югу от центра (Краснопресненская улица). Очень любопытен и коттеджный поселок Красноармейский, стоящий на берегу канала Волга-Дон (улица Бутурлиновская).

Много в Волгограде и отдельных двух-четырехэтажечных поселков-кварталов, образовавшихся при многочисленных предприятиях. Как правило, это несколько сталинских домов на краю заросшего высокой травой поля или рядом с частной застройкой. В таких поселках часто можно встретить старые фонари и вывески.
Деревянных двухэтажек я Волгограде что-то не припомню. Видимо, из-за нехватки леса в этом степном городе их практически не строили, а может они нам просто не попались…


Краснознаменская, 4. Начало 1950-х

В целом сталинская застройка Волгограда на редкость разнообразна. Здесь можно встретить большинство типов зданий тех лет – от ультрапарадных в центре до совсем уж простецких на окраинах. Есть и уникальные, ни на что ни похожие здания, такие как трехэтажка неподалеку от Мамаева Кургана: невысокое здание, придавленное могучим фронтоном.


Дом 1930х годов, восстановленный после войны (Советская, 20). Вид со стороны улицы Чуйкова

Отдельный необычный пласт – это довоенные дома, восстановленные после войны. При восстановлении конструктивистских домов их пытались украсить, пуская в ход приемы как предвоенной, так и послевоенной сталинской архитектуры. Часто соседние дома, изначально построенные по одному проекту, после восстановления приобретали диаметрально противоположный облик.


Дом 1930х годов (?), восстановленный после войны (Советская, 20). Вид со стороны Комсомольской улицы.

Про довоенную сталинскую архитектуру и конструктивизм я упоминал в рассказе о сохранившихся в городе следах Сталинградской битвы. В центре города таких зданий практически нет, а вот в окраинных районах их достаточно много.


Советская, 20. Башенка

Дореволюционных зданий в Волгограде еще меньше, чем раннесоветских, но тем не менее, есть и они.
Старый квартал есть на Рабоче-крестьянской улице, расположенной к югу от центра. В центре города кусочек старой застройки сохранился на маленькой улочке Волгодонской, что вблизи вокзала. Неоклассический предреволюционный особняк, стоящий в начале проспекта Ленина, также пережил бои и был восстановлен.


Архитектурные достопримечательности

1. Главная достопримечательность Волгограда – это исторический центр города, заново отстроенный в послевоенные годы. Рассказывать о нем нужно подробно, потому что здесь интересно почти каждое здание. Пока у меня слишком мало информации, а потому обещаюсь после следующего визита в этот город сделать более подробный отчет о памятниках центра города. Сейчас же ограничусь несколькими фотографиями:


Кафе на набережной Волги. 1940-50-е



Проспект Ленина, 4. ДК Профсоюзов (нач. 1950-х)



Советская, 6. Начало 1950-х



Памятник Ленину на одноименной площади. Вид от дома сержанта Павлова


2. Другая крупная достопримечательность – это район Сталинградского тракторного завода. Причудливая смесь конструктивизма, пред- и послевоенной сталинской архитектуры, отчетливо заметные на стенах зданий следы боев 1942-43 годов, аромат степной городской окраины делают это место поистине уникальным.



Тракторозаводский район. Конструктивистская трехэтажка начала 1930-х (Просп. Ленина, 203).



Тракторозаводский район. Конструктивистская четырехэтажка начала 1930-х (Ополченская, 9).



Тракторозаводский район. Конструктивистская четырехэтажка начала 1930-х, при восстановлении украшенная монументальной галереей



Тракторозаводский район. Дом 1940-х годов, маскирующий конструктивистскую четырехэтажку, стоящую перпендикулярно улице (Дзержинского, 28)



Тракторозаводский район. Дом начала 1950-х по улице Дзержинского, 24



Тракторозаводский район. Кинотеатр "Ударник" на улице Дзержинского, 12.


3. Третья значительная достопримечательность – это начало канала Волга-Дон (завершен в 1952 году, арх. Л.Поляков). Суда входят в канал под огромной триумфальной аркой. Вокруг канала разбит парк, по краям есть несколько монументальных зданий и упоминавшийся уже послевоенный коттеджный поселок Красноармейский.



Начало канала Волга-Дон. 1952. Арх. Л. Поляков



Фадеева, 35. Здание Волго-Донского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства (1950-е). Фасад выходит на набережную канала



Фадеева, 35. Угловая часть


4. Четвертая достопримечательность – Мамаев Курган. Помимо того, что это впечатляющий памятник Великой Отечественной войне, это также и прекрасная смотровая площадка, откуда просматриваются центральный и заводские районы города. Вот несколько видов оттуда:



Мамаев Курган. Вид на Заволжье



Заводы "Красный Октябрь", "Баррикады" и Волгоградский тракторный. Вдали видна плотина Волгоградской ГЭС



Мамаев Курган. Вид на Краснооктябрьский район.



Новые многоэтажки в Краснооктябрьском районе


5. Еще стоит посмотреть Ворошиловский район, расположенный к югу от центра, за рекой Царицей. Хотя также пострадал во время боев, там сохранилось достаточно много дореволюционных домов. Также небезынтересна и сталинская архитектура, особенно дом 14 по Рабочее-Крестьянской улице:



Рабоче-Крестьянская, 14. Монументальнейший дом начала 1950-х. Общий вид



Рабоче-Крестьянская, 14. Монументальнейший дом начала 1950-х. Башня



Рабоче-Крестьянская, 14. Монументальнейший дом начала 1950-х. Балкон


Список достопримечательностей, конечно же, гораздо больше, чем представленный здесь. Со временем, я надеюсь, он будет продолжен.


Транспорт


Станция "Площадь Ленина" Фото guimontv.

Главная транспортная достопримечательность Волгограда - это линия скоростного трамвая, идущая от Тракторного завода до центра города. Большую часть он идет по поверхности - только остановок у него поменьше, чем у обыкновенного - а в районе центра города ныряет в тоннель, где и разгоняется по-настоящему. Подземных станций пока всего две, еще одна находится на мосту через бывшее русло реки Царицы. Поскольку у "Татр" двери расположены справа, на подземных станциях движение левостороннее. Стоимость одной поездки - 4 рубля, как и во всем муниципальном транспорте. Подробнее о нем можно посмотреть здесь и здесь.


Трамвай "Татра" на станции "Площадь Ленина" Фото guimontv.

Обычные городские трамваи - это трех- и двухдверные "Татры" (некоторые из которых модернизированы местными силами), а также некоторое количество усть-катавских вагонов. В одном из городских депо уже много лет простаивает уникальная 3-секционная Татра КТ-8 (1984 г.) с двумя кабинами и дверями на обе стороны. В 1980-е мне доводилось ездить на ней по родной Чертановской улице - ее испытывали на московском маршруте N1. Подробнее о современном трамвайном и троллейбусном хозяйстве Волгограда можно прочитать на Транспортном форуме.


Линия скоростного трамвая. Сразу за мостом через русло Царицы видна станция "Пионерская"

Самый удобный способ передвижения по городу - это маршрутки. Их много, а маршрутная сеть очень развита. Большинство маршруток - обычные "Газели", но иногда встречаются и ностальгические старые "РАФики", а также новомодные маршрутки—иномарки. Средняя цена поездки по городу - 6 рублей; поездки на дальнее расстояние несколько дороже - например, 30-километровый путь от Волго-Донского канала (Красноармейский район) до вокзала обошелся в 10 рублей. Единственные виды маршруток, которые нам не встретились – это "УАЗики"-буханки (видел в Ульяновске) и "ГАЗели" с автоматическими дверями (недавно ездил в Пензе).


В салоне автобуса КАвЗ

В настоящий восторг меня привел чрезвычайно разношерстный парк городских автобусов. Здесь есть практически все - от моих любимых ностальгических КАвЗов, "круглых" ПАЗиков и ЛиАЗов-677 до множества "иностранцев", как трофейных, так и союзнических (некоторые из них очень старые, годов 1970-х). Из новых российских автобусов встречались современные ЛиАЗы, "Волжанины" разных модификаций и автобусы Мичуринского завода. Как приеду еще раз, обязательно уделю несколько часов поездкам на всяком ретротранспорте.

Из железнодорожных достопримечательностей стоит отметить городские электрички, связывающие воедино растянутый вдоль реки город. Основной подвижной состав - довольно короткие 6-8-вагонные электрички ЭД9М.
Кроме того, к югу от центра города, в бывшем русле реки Царицы находится узкоколейная детская железная дорога. Увы, состояние ее путей крайне плачевно.
Завершу тему городского транспорта цитатой из книги Г. Кублицкого "На великой реке", изданной в 1953 году. В ней рассказывается о фантастическом сталинградском "речном троллейбусе":
"Вдоль канала тянутся столбы, напоминающие столбы для загородных линий трамвая. К ним подвешены два толстых провода. По каналу идет небольшое судно - речной троллейбус… По проводам скользит токосъемная тележка, а от нее к судну словно ниточка тянется. Это кабель - он заменяет штанги. В тележке есть небольшой мотор, который автоматически движет ее с такой же скоростью, с какой идет судно. На судне увеличивается скорость - и тележка начинает поторапливаться. Эти тележки устроены так, что при обгоне судов одна свободно проходит через другую.
Длина кабеля регулируется тоже автоматически, в зависимости от хода судна. Эти троллейбусы испытывали на одном из каналов под Ленинградом.
Речной троллейбус идет быстро, но не поднимает волну, а как бы скользит по воде. На нем нет ни топок, ни котлов, ни дизелей. Небольшой электромотор заменяет все это. А управляет ходом судна один человек - так же как и на обычном, не речном троллейбусе".



Набережная Волги. Фонарь


Прочие радости путешественника

В Волгограде нас порадовало общественное питание. В центре городе можно недорого и вкусно поесть. Также отмечу чудесное местное живое пиво "Пивоваръ" - оно легкое и вкусное.
Книжные магазины посмотреть почти не удалось. Набор в периферийных вполне стандартен, а до центральных мы добрались только вечером и они уже были закрыты. Небольшой книжный развал нашелся на барахолке у Тракторозаводского рынка, но старых советских книг там было совсем мало, а действительно ценных не имелось вовсе. Практически единственный трофей – книга про охотников, изданная в середине 1950-х, порадовавшая нас рассказом "Охота на енотовидную собаку", написанным неким Зайцевым.
К сожалению, не удалась и попытка найти в Волгограде место, где в 1986 году видел одну из самых крупных очередей за водкой. Наш поезд "Москва-Душанбе" минуты две шел мимо нее с не самой маленькой скоростью…


Люк с надписью "Сталинград"

Подробнее о Сталинграде/Волгограде можно посмотреть здесь:
http://www.interdacom.ru/~antal/3/spravka3_.htm - краткий рассказ об архитектуре города.
http://www.volgadmin.ru/new_rus/stat.asp?id=41 - фотогалерея и история города, ссылки на ресурсы.
http://www.vor.ru/Russia/Stalingraders/Defenders_4.html - Боевые будни Сталинградского тракторного завода
http://map.volgadmin.ru/ - карта города
http://militera.lib.ru/prose/russian/nekrasov1/title.html - Виктор Некрасов, "В окопах Сталинграда". Романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" в сети, увы, не нашел.



Ссылки по теме:
Сталинград: следы боев - http://www.livejournal.com/users/zabyg17/97352.html
Астрахань - http://www.livejournal.com/users/zabyg17/95410.html

35 photos of Russian city Volgograd (Stalingrad)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →