Коля Калашников ([info]zabyg17) wrote,
@ 2005-08-23 11:20:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Сталинград: следы боев


Несмотря на то, что со времени Сталинградской битвы прошло уже более 60 лет, в городе до сих пор еще сохранились следы тех боев. Если в центральной части города это музеефицированный остов мельницы №3, то на окраинах – это просто заделанные пробоины от снарядов на обычных зданиях, кирпичные стены, иссеченные пулями и осколками… Увы, я был в городе слишком мало, чтобы составить более или менее репрезентативный отчет, но даже одного дня хватило, чтобы найти такие кварталы.


Во время нашего с [info]guimontv беглого путешествия по городу подробнее всего из старых городских районов нам удалось осмотреть район Сталинградского тракторного завода, расположенный в северной части города.


Дзержинского, 32. Иссеченная пулями и осколками стена конструктивистской четырехэтажки 1930 года постройки

На рубеже 1920-х и 1930-х, в годы первой пятилетки, когда был построен огромный Сталинградский тракторный завод, при нем возник свой соцгород, состоявший из нескольких десятков конструктивистских четырехэтажек.



Дзержинского, 31. В центре кадра – заделанный след от снаряда.



Дзержинского, 25. Угол этого дома, пострадавший от обстрела, пришлось ремонтировать вторично.

В середине октября 1942 года в результате предпринятого немцами мощного наступления здесь развернулись ожесточенные уличные бои. Ценой огромных жертв немцам в ноябре 1942 года удалось завладеть районом Тракторного, он был освобожден только 2 февраля 1943 года.



Дзержинского, 5. Восстановленный предвоенный дом.



Дзержинского, 5. Мемориальная доска в память о боях

Сразу же после освобождения от немцев в Сталинграде развернулись интенсивные восстановительные работы: часть домов отстраивалась в прежнем виде, часть перестраивали сообразно господствовавшему в те годы стилю. Вот несколько примеров:


Дзержинского, 23. Этот дом пострадал очень сильно и был восстановлен вскоре после завершения боев. Это хорошо заметно по разной фактуре кирпича – в верхней части он менее качественный. Восстановлен дом в первоначальных формах – в условиях экономии было не до излишеств.



Дзержинского, 34. Четырехэтажка со следами послевоенного восстановления.


Дзержинского, 34. Четырехэтажка, при восстановлении замаскированная под сталинский стиль.

В центральной части города бои были гораздо интенсивнее. Следов войны там гораздо меньше: деревянные дома сгорели, а большая часть каменных построена заново. Наиболее ярко, пожалуй, свидетельствуют об интенсивности боев музеефицированные руины мельницы №3.



Музеефицированные руины мельницы №3



Это дореволюционное промышленное сооружение на волжском откосе (наб. 62-й Армии, 5) сохранилось лучше, чем мельница, – его защищал склон. Тем не менее, по срубленному декору верхней части видно, что вся она была снесена в результате обстрелов.



Дом сержанта Павлова

Легендарный дом сержанта Павлова, который был на переднем крае обороны с 22 сентября 1942 года по 31 января 1943 года, был восстановлен женщинами-добровольцами одним из первых в городе, еще в 1943 году. Сейчас это обычный жилой дом, о боях напоминает только монумент у его восточной стены.



Вид с Мамаева Кургана на завод "Красный октябрь" – место ожесточенных боев. На заднем плане – Волга; на горизонте – город Волжский.

На Мамаевом Кургане, практически рядом с монументом Матери-Родины сохранились (или отстроены заново) баки водоотстойников, где располагался сильно укрепленный пункт немцев – цель нескольких безуспешных и кровопролитных советских атак. С этого место просматривается почти вся центральная часть города.



Баки водоотстойников на Мамаевом Кургане

В Ворошиловском районе, расположенном к югу от центра, где также шли бои, сохранились дома дореволюционной постройки. На Рабоче-Крестьянской улице нам удалось даже наткнуться на дореволюционный люк, сделанный в Макеевке (город вблизи Донецка). К сожалению, этой район удалось посмотреть крайне поверхностно: уверен, что он таит в себе много интересного.



Дореволюционный люк с Рабоче-Крестьянской улицы. Пережил тяжелые уличные бои.


Танковые башни отмечают линию фронта. Этот монумент стоит на набережной в центре города.



Памятник мирным жителям – жертвам бомбежек

В общем, надеюсь, что в следующем году мне удастся побыть в Волгограде подольше. Очень хочется зафиксировать побольше уцелевших свидетельств о Великой Отечественной, прежде чем до Волгограда доберется волна сносов и евроремонтов.

Подробнее о Сталинграде/Волгограде можно посмотреть здесь:
http://www.interdacom.ru/~antal/3/spravka3_.htm - краткий рассказ об архитектуре города.
http://www.volgadmin.ru/new_rus/stat.asp?id=41 – фотогалерея и история города, ссылки на ресурсы.
http://www.vor.ru/Russia/Stalingraders/Defenders_4.html - Боевые будни Сталинградского тракторного завода
http://map.volgadmin.ru/ - карта города
http://militera.lib.ru/prose/russian/nekrasov1/title.html - Виктор Некрасов, "В окопах Сталинграда". Романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба" в сети, увы, не нашел.




Другие части нашего с [info]guimontv путешествия: Астрахань, виды Саратова из окна поезда, локомотивы Приволжской дороги и астраханские рассветы.

Russia. Volgograd (Stalingrad) city: reminding of the great battle.



Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(Post a new comment)


[info]gudea
2005-08-23 01:35 am UTC (link)
Потрясающе, Коля!

Я и не думал, что через почти 63 года ещё так явственны следы Битвы. Думал, что уж давно посносили всё и понастроили новых домов и цехов...

Сколько вы пробыли в Волгограде?
Надеюсь, это не последний отчёт.
Там, наверняка, должен быть потрясающий сталинский монументализм.
Кстати, а сохранилось ли что-нибудь от дореволюционной застройки Царицына и в каком виде?

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 01:49 am UTC (link)
Мы пробыли в Волгограде чуть менее дня - утром были в соседнем Волжском.

Сталинского монументализма там очень много, равно как и других достопримечательностей. Дореволюционная застройка сохранилась лишь отдельными пятнами, да и то на окраинах.
Как это свойственно большинству русских губернских городов, центр был застроен преимущественно деревянными домами.

По современному Волгограду будет второй отчёт (с большим скрипом его дописываю). А вообще наш визит в этот город носил очень поверхностный харктер, поэтому я непременно выберусь туда еще раз на несколько дней. Волгоград того стоит!

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]gudea, 2005-08-23 02:02 am UTC
(no subject) - [info]zabyg17, 2005-08-23 02:29 am UTC

[info]lynxchen
2005-08-23 02:27 am UTC (link)
спасибо, особенно за фотографию дореволюционного дома, точнее его стены!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 02:49 am UTC (link)
Спасибо! Меня они тоже впечатлили!

(Reply to this) (Parent)


[info]archigrafo
2005-08-23 03:25 am UTC (link)
Коля, восхищен твоим отчетом и колоссальным исследованием сохранившейся довоенной застройки за такой небольшое время пребывания там! Я ведь, как и Игорь даже и не думал, что там вообще что-то могло сохраниться от довоенного периода (кроме музеефицированных сооружений)!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 04:20 am UTC (link)
Я сам не ожидал! Очень жаль, что мало удалось посмотреть - там материала на много прогулок :)

(Reply to this) (Parent)


[info]kaef_er
2005-08-23 03:42 am UTC (link)
Кратко и без анализа - просто спасибо вам обоим за этот и предыдущие репортажи

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 04:17 am UTC (link)
Спасибо! Рад, что понравилось :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]conservateur
2005-08-23 04:46 am UTC (link)
Больше всего поразила торцевая стена дома "Первого года пятилетки" - это просто героическая поэма! Поразительно, что дома Сталинграда восстанавливали с принципиально практическим подходом - действительно, музеефицировать каждую пробоину было бы чересчур болезненно, и постройки возрождали с каким-то особым мужеством, "стиснув зубы", не рефлексируя по поводу страшной битвы. Эти памятники, пожалуй, будут посильнее официальных монументов! В год 60-летия Победы вглядеться в стены этих домов особенно важно. Спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 04:56 am UTC (link)
Я очень хочу туда еще раз! Поселок Сталинградского тракторного завода - это одно из сильнейших впечатлений последних лет!

(Reply to this) (Parent)


[info]kmartynov
2005-08-23 04:46 am UTC (link)
Спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 04:55 am UTC (link)
:-)

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2005-08-23 05:16 am UTC (link)
супер
спасибо

только одна неточность
Макеевка - это никак не Донецк, хотя и рядом находится. Она и сейчас Макеевка. А Донецк до революции назывался Юзовка.

(Reply to this) (Thread)


[info]b0gus
2005-08-23 05:16 am UTC (link)
Это собственно я написал

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]zabyg17, 2005-08-23 05:19 am UTC
(no subject) - [info]zabyg17, 2005-08-23 05:17 am UTC

[info]ellystarling
2005-08-23 05:20 am UTC (link)
мда% дома с заделанными пробоинами впечатляют.. а памятник мирным жителям, пострадавшим от бомбёжек, хороший.. вообще обидно, что страна, выигравшая такую войну, живёт в худших условиях, чем Германия..

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 05:33 am UTC (link)
Да, Волгоград сейчас назовешь процветающим городом... Впрочем, уровень благоустройства от этого зависит и от расторопности местных властей - соседний Волжский на редкость чист и ухожен.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ellystarling, 2005-08-23 05:58 am UTC
(no subject) - [info]zabyg17, 2005-08-23 06:22 am UTC
(no subject) - [info]cema, 2005-08-23 01:13 pm UTC

[info]gerash
2005-08-23 05:44 am UTC (link)
Пожелание. Было бы здорово, если бы Вы эти фото с комментами выложили и в англоязычных сообществах, посвящ. Второй Мировой войне (некоторые есть в моем ЖЖ). Уверен, Вам спасибо не раз скажут. Где еще такое увидишь...

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 05:54 am UTC (link)
Спасибо! Да, пожалуй надо будет заняться. Материал фактурный :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]july17
2005-08-23 05:58 am UTC (link)
Очень экспрессивно!
Я была в Волгограде!
Тоже хочу путешествовать с guimontv ))

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 06:21 am UTC (link)
Спасибо :-))
Путешествия с guimontv на редкость мобильны и информативны! Очень их ценю :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]perebeia
2005-08-23 06:29 am UTC (link)
Спасибо, Коля! Папе покажу, он из Сталинграда на фронт уходил, очень скучает о родном городе. Их дом рядом с вокзалом, где фонтан с хороводом детей.

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 06:54 am UTC (link)
Спасибо!
Я, к сожалению, в районе вокзала не фотографировал - было уже темно. Надеюсь выбраться в Волгоград еще раз - тогда поснимаю город лучше и обстоятельней.

(Reply to this) (Parent)


[info]ammateur
2005-08-23 06:50 am UTC (link)
супер! спасибо! всё сохранил!!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 06:51 am UTC (link)
Спасибо! :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]wooppy
2005-08-23 07:34 am UTC (link)
Как интересно почитать (и особенно посмотреть) про город, о котором столько слышала, но никогда не была!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 07:55 am UTC (link)
Спасибо! Наверное будет еще один фоторассказ :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]mosechka
2005-08-23 09:30 am UTC (link)
Спасибо интересный отчет у Вас получился с фоторафиями и пояснениями:) Если честно, мало знаю о российских городах, и мало где была. А учебники истории, ка кговорит мой папа, у нас написаны со стороны эстонского народа. Ну как они понимают все, что связано с русскими...

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 03:39 pm UTC (link)
А про Сталинградскую битву в учебниках что-то сказано? Все-таки одно из крупнейших сражений в мировой истории...

(Reply to this) (Parent)


[info]g_e_u
2005-08-23 10:14 am UTC (link)
" Музеефицированные руины мельницы №3" впечатляют

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 03:38 pm UTC (link)
Недаром их оставили в качестве музея :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]cema
2005-08-23 01:03 pm UTC (link)
В Сталинграде в 1942 году была похоронена моя бабушка, но найти могилу невозможно: еврейское кладбище пострадало, как и весь город, очень сильно.

Я был в Волгограде в 1986 году на "экскурсии" из нашей учебки (г. Волжский), но никакого толку от этой поездки не было, ничего не запомнилось.

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-23 03:37 pm UTC (link)
Официозные поездки редко запоминаются. К тому же в те годы не принято было ценить советское прошлое :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]cema, 2005-08-24 08:24 pm UTC

[info]newrussian
2005-08-24 08:31 am UTC (link)
http://www.interdacom.ru/~antal/3/spravka3_.htm
спасибо, классный ресурс, не знал, что у них тоже был дом советов:-)

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-08-24 04:12 pm UTC (link)
Я его фотку еще прошлой осенью вывешивал:
http://www.livejournal.com/users/zabyg17/48529.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]newrussian, 2005-08-25 05:41 am UTC
(no subject) - [info]zabyg17, 2005-08-25 05:48 am UTC
(no subject) - [info]newrussian, 2005-08-27 04:51 am UTC
(no subject) - [info]zabyg17, 2005-08-29 03:05 am UTC
(no subject) - [info]newrussian, 2005-09-12 06:36 am UTC
(no subject) - [info]zabyg17, 2005-09-13 05:51 am UTC

[info]student_n
2005-09-01 02:26 pm UTC (link)
Спасибо за интересный рассказ и фотографии!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-09-02 01:17 am UTC (link)
Спасибо! :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]lekseys
2005-10-12 06:10 pm UTC (link)
Думал, что то что у вас названо мельницей и есть Дом Павлова, а оказывается это не так.
Кстати, в буржуйской игре под названием Call of Duty есть уровень "Дом павлова", на котором именно мельница воссоздана. Значитца, буржуины лоханулись.

Спасибо за интересные фотографии.

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2005-10-13 06:43 am UTC (link)
:-))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]mcfly73, 2005-11-30 06:39 am UTC

[info]202bus
2006-02-28 02:16 am UTC (link)
Класс! мы с большим интересом исследовали следы боёв в Калининграде, там это просто на каждом шагу - в стенах пробоины, на королевских воротах до реставрации из всех стен осколки торчали. кирпич вокруг них уже успело обветрить. ну и ворота первого форта, расстрелянные в решето всеми калибрами тоже смотрятся. а по области следы боёв очень чётко отслеживаются.

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-02-28 02:26 am UTC (link)
Давно мечтаю съездить в Калининград. Судя по всему город интересен во всех отношениях - и по архитектуре, и по приметам истории, и по транспорту...

(Reply to this) (Parent)


[info]khathi
2006-03-07 06:40 pm UTC (link)
В дополнение к литературной части -- мемуары Василия Зайцева, посвящённые в основном как раз Сталинграду, "За Волгой для нас земли не было": http://www.fictionbook.ru/en/author/zayicev_vasiliyi/za_volgoyi_zemli_dlya_nas_ne_biylo_zapiski_snayipera/

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-08 02:24 pm UTC (link)
Спасибо большое! Их не читал, только в "Окопах Сталинграда" Виктора Некрасова и "За правое дело" Гроссмана.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]khathi, 2006-03-08 03:36 pm UTC

[info]antohius
2006-04-08 01:03 pm UTC (link)
Спасибо. Очень интересно посомтреть... почитать.
"Музеефицированные руины мельницы №3" .. впечатили.

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-04-09 03:46 pm UTC (link)
Да, эти руины специально сохраняют - это часть музея

(Reply to this) (Parent)


(Anonymous)
2006-04-28 10:29 am UTC (link)
В Волгограде есть три "памятника ужасам войны" - специально оставленные разрушенными здания - здание мельницы, ЦЗЛ (центральная заводская лаборатория) на территории завода "Красный Октябрь" и так называемый Директорский дом (в районе Нижнего поселка завода "Баррикады").
Вообще Нижний поселок "Баррикады" - интерсный для Вас объект исследования. Расположен между заводом и Волгой, застройка начата в 1910 году (линия из 5 двухэтажных домов вдоль стены завода), есть два десяток домов послевоенной постройки (наверное) своеобразной архитектуры.
У старых двухэтажек восстановлены только фасады, а задняя сторона вся выщерблена. Но толщина стен 170 см, так что выстояли...
Директорский дом - замечательный трехэтажный особняк на берегу Волги, тоже скорее всего дореволюционный... Сильно разрушен, территорию вокруг в 80-е году слегка облагородили и туда экскурсии возили...
Если Вам интересно, продолжу о своем любимом городе. Есть фото (в том числе этих двухэтажек, я там жил), виды Волгограда с головы матери-Родины (начало 90-х годов)
С уважением С. Тушин(ский)

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-05-01 04:38 pm UTC (link)
Спасибо огромное за комментарий! Извините, что не сразу ответил...

Было бы очень интересно поглядеть на фотографии города - я его видел очень и очень мельком. Мечтаю побывать там снова и осмотреть все подробней!
Если Вам не сложно - опубликуйте что-нибудь ещё!

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]krkra, 2007-06-22 11:20 am UTC

[info]rms_celtic
2006-05-01 04:34 pm UTC (link)
ты не против, если я переведу некоторые комментарии на англ. и запощу у себя в дневнике для сведения американсцев? естественном, с полным твоим копирайтом!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-05-01 04:38 pm UTC (link)
Конечно не против! :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]grohotailo
2006-05-07 02:27 am UTC (link)
Мда, такое возможно только в России. Спасибо, что добавил меня в свой френдлист, я для себя открыл много интересного!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-05-09 01:25 pm UTC (link)
Спасибо! Мне твои снимки понравились, да и тематика твоего ЖЖ мне интересна :-)

(Reply to this) (Parent)


Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…