Коля Калашников (zabyg17) wrote,
Коля Калашников
zabyg17

Разрушение Красного Строителя: часть первая



В память о трехлетии с начала сноса поселка Красный Строитель - одного из уголков сталинской архитектуры на юге Москвы - публикую новую редакцию написанного тогда рассказа. За ним последуют вторая и третья части, посвященные последующим этапам сноса.

География


Лето-2003. Вид поселка из космоса (более подробно можно посмотреть по этой ссылке). Всё еще цело.


Поселок располагается вблизи одноименной станции Курского направления Московской железной дороги. С запада он ограничен Варшавским шоссе. С середины ХХ века по другую сторону автомагистрали располагалась воинская часть, в 1990-е годы практически полностью снесенная и застроенная многоэтажками.
С севера граница поселка проходит по Россошанской улице, за которой находятся 9-12-этажный район постройки рубежа 1960-х и 1970-х годов.


2001.11.18. Вид на пути станции "Красный строитель" и промзону с ТЭЦ-26

С востока от Красного Строителя проходят железная дорога и Дорожная улица. Топоним этой улицы один из самых таинственных в Москве. Достоверно не известна дата ее наименования - во всех справочниках указан просто ХХ век. Загадочно и происхождение ее названия - на этот счет есть два варианта: "названа в память о старой дороге, связывавшей Москву с Тулой" или лаконичное "происхождение названия не установлено". Согласно моей антинаучной версии, название ее произошло от железной дороги, вдоль которой она походит. Скорее всего, первоначально улица называлась "Железнодорожная", потом сократившись до "Дорожной", либо для простоты произношения, либо из-за неудовлетворительного состояния табличек на домах.

С запада на восток поселок пересекает улица Газопровод, отделяющая жилую часть поселка от промышленной. Как указано в книге "Имена московских улиц" 1988 года издания, улица названа так в 1930-е годы и "сохраняет название бывшего поселка Газопровод". Впрочем, стоит отметить, что далее в этой же книге поселок называется уже Красный Строитель. В материалах 1940-50-х годов, с которыми мне довелось кратко ознакомиться в Мосгорархиве, поселок также фигурирует под современным названием.
Южная часть промзоны ограничена улицей Кирпичные Выемки, "получившей такое название в 1930-е годы в память о том, что в XIX в. здесь существовало кирпичное и гончарное производство. В 40-х годах XX в. на ней построили рабочий городок и кирпичный завод "Красный строитель" ("Имена московских улиц". М., 1988). Сейчас уже трудно судить, что кроется за этим описанием. Рабочего городка на этой улице нет, если не считать располагающихся рядом пятиэтажки и двухэтажки первой половины 1950-х годов постройки, окруженных пустырями и промзоной.
За улицей Кирпичные Выемки находится обширная необустроенная территория, занятая в основном гаражами и свалками. Возможно, именно на этом месте и располагался когда-то рабочий городок, впоследствии снесенный.
Еще южнее, практически у кольцевой дороги, находится небольшой район Аннино - воинские и милицейские части, немного сталинских и хрущевских построек, притулившихся у высоких многоэтажек, и фабрика, на которой делают валенки.

История

Раньше Красный Строитель был обширней - в него входила территория за железной дорогой, ныне более тяготеющая к району Бирюлево. После включения в состав Москвы в 1961 году эта часть поселка изменилась больше всего.
Когда-то на месте нынешних Ступинской, Мелитопольской, Никопольской и Льговской улиц стояли одноэтажные дома, окруженные садами и огородами. В этой части поселка был такой жизненно важный для быта 1930-50-х годов объект, как керосиновая лавка. Здесь же было несколько прудов, в которых можно было купаться и ловить рыбу.
Сами улицы назывались по-другому: Баумана, Буденного, Верещагина, Ворошилова, Декабрьская, Губкина, Кооперативная, Пугачева, Рылеева, Серова, Свободы, Тимирязева, Чайковского, Шоссейная, Щорса, Щукина, главными были проспекты Суворова и Сталина.
Через железную дорогу был переезд, ныне давно исчезнувший. Одноэтажная часть Красного Строителя соединялась дорогой с соседним рабочим поселком Бирюлево.

Я еще успел застать небольшие остатки этой части поселка на горке в районе нынешней Ступинской улицы (так был назван переименованный в 1962 году проспект Сталина). Не могу вспомнить ничего особенного: неказистые деревянные дома, сады, березки, тенистые улицы. Прямо за кольцевой дорогой, в районе станции "Битца" сохранился примерно такой же. Тем не менее, когда иногда я прохожу этой дорогой, которую уже сложно назвать Ступинской улицей, и совсем невозможно - проспектом Сталина, поневоле вспоминаются более благополучные для этой местности времена: от неказистых домов остались только фундаменты, сады одичали.
В конце восьмидесятых годов здесь еще стояли последние дома. В середине девяностых этих домов уже не было, но сохранялся рисунок улиц, места эти даже были слегка похожи на одичавший парк.
Близость станции и овощной базы предопределили появление здесь в начале XXI века значительной популяции бомжей и прочих асоциальных элементов.
Немаловажная деталь: бродячих собак тоже много. Уточнение-2007: теперь от Ступинской улицы и вовсе почти ничего не осталась - в последние годы вся ее пристанционная часть стала стоянкой фур дальнобойщиков, остатки садов срублены).


На снимке из космоса в Гугле пока еще сохранилась старая картинка - с ландшафтом лета 2003 года. Теперь вместо деревьев огромная асфальтовая площадка для грузовиков, обнесенная колючей проволокой.

Южную часть старого поселка в осознанном возрасте я не застал - здесь уже работали бульдозеры и равняли территорию под строительство заводов. Сейчас здесь завод "Крекер", завод сухих строительных смесей, какие-то еще производства и склады. На Мелитопольской улице (бывшем проспекте Суворова) еще сохранился последний оставшийся деревянный дом. Покосившийся, серый, он еще стоит, храня память о прежних временах.
Чуть поодаль находится ТЭЦ-26 с двумя мощными высоченными трубами и пятью гигантскими градирнями. Как выразился бы англичанин, "that huge power station dominates the area". Иными словами, ТЭЦ эту видно издалека, а рядом с ней даже серые панельные двенадцатиэтажки Бирюлево кажутся маленькими и трогательными.
Уже прошли те годы, когда мы студентами сидели теплыми летними ночами на куче бетонных плит, сваленных возле ТЭЦ, пили вино и наблюдали, как восходящая луна проплывает между огромными градирнями, из которых идет пар. Но все равно, для меня эта жесткая промышленная территория сохраняет отзвук не только тех славных для меня лет, но и совсем старых времен: когда здесь были сады, в домах жили люди, в прудах купались и ловили рыбу, а в керосиновой лавке, отстояв небольшую очередь, можно было купить бидончик керосина.

Архитектура


2002.06.02. Дом на пристанционной площади (Дорожная, 38). На его первом этаже был овощной магазин

На юге Москвы сохранилось немного пятен сталинской застройки. Здесь не было городов, вошедших в 1961 году в черту Москвы. Помимо Красного Строителя это были рабочие поселки Сабурово и Бирюлево, Загорье и ВИЛАР, воинская часть в районе Царицыно, немного двухэтажек в Узком - вот почти и весь список.
До включения в состав Москвы Красный Строитель был достаточно крупным населенным пунктом. Главным видом транспорта была электричка. В 1950-е годы ходили и автобусы до ближайших станций метро - "Автозаводской" и "Добрынинской", но добираться на них по узкому и извилистому Варшавскому шоссе было очень долго.
Поэтому и социальным, и архитектурным ядром Красного Строителя стала пристанционная площадь. Здесь был универмаг, продовольственные магазины, неподалеку находились пивная и отделение милиции.


2003.12.20. Вид на пристанционную площадь от моста

Самые значительные здания сталинских времен - ныне доживающие последние дни дома 34 и 38 по Дорожной улице (2007 - оба снесены). Они покрыты традиционной для того времени желтой штукатуркой с белыми декоративными деталями. В центральной части они четырехэтажные, крылья - на этаж ниже, по углам расположены магазины с красивыми арочными витринами. На уровне третьего и четвертого этажей здания украшены эркерами, над которыми расположены монументально оформленные чердачные окна.


2004.02.08. Дорожная, 34. Дом крупным планом.

Между домами 34, 38 и ныне снесенным домом 36 располагался небольшой сквер, центр которого украшал фонтан или монументальная клумба. Сейчас по сохранившимся остаткам уже трудно распознать его первоначальное предназначение. Вокруг стояли гипсовые скульптуры, постаменты от них сохранялись еще в начале 1990-х годов.


2002.12.24. Остатки клумбы или фонтана

В глубине квартала были трехэтажные дома из серого силикатного кирпича. Оформлены они скромнее, но тоже достаточно монументально - входы в подъезды, карнизы и наличники оформлены лепниной или кирпичами другого цвета. Рядом с ними стоит симпатичное бело-красное здание бывшего детского сада с деревянными террасами по углам.


2002.02.23. Газопровод, 19 к.4. Бывший детский сад

К северу от самого старого квартала расположен участок, застроенный в хрущевское время - там есть несколько видов пяти и четырехэтажек, с окнами большего и меньшего размеров, из серого или красного кирпича, детский сад и миниатюрная котельная с красной трубой. На некоторых домах кирпичами выложены даты постройки.


2004.03.14. Россошанская, 10. Хрущевская четырехэтажка с книжным

К кварталу сталинской застройки до 2002 года с запада примыкало здание ветеринарной клиники, стоявшее на улице Газопровод. На его месте теперь возведен один из "стартовых" семнадцатиэтажных домов серии П-44Т. За ним общежитие, несколько бежевых девятиэтажек ранних серий, чуть в глубине - скромного вида дом культуры "Маяк" второй половины 1950-х годов и школа того же времени.


2002.06.02. Газопровод, 13. Здание ветеринарной клиники

Здесь уже начинается застройка брежневского времени - 24-й квартал Чертаново (сам Красный Строитель значится под номером 26). Белые двенадцатиэтажные панельные дома с двухсторонними подъездами, двухэтажные "стекляшки" для объектов соцкультбыта - место тоже стильное, но относящееся к совсем уже другому времени. Лишь на юго-западном краю квартала, на углу Варшавского шоссе и улицы Газопровод, сохранились пятиэтажка и четырехэтажка с покатой крышей.

Немного личного

Вообще-то мне очень жаль Красный Строитель. В детстве для меня это был дальний край района, иногда мы с родителями приезжали сюда на электричке, иногда бабушка водила меня сюда в аптеку или книжный.
В те времена от поселка до метро "Варшавская" ходил только 145-й маршрут автобуса. Когда в середине 1970-х годов расширяли Варшавское шоссе, его пустили в объезд, через Кировоградскую улицу. Там он и ходил до своей отмены в 2000 году. Теперь сюда продлили маршруты 1980-х годов - 682 и 797, а рядом появилась станция метро "Улица академика Янгеля". Вообще-то, по первоначальным планам она должна была называться "Красный Строитель", но времена изменились, и название вместе с ним.


2002.02.23. Все сталинские дома по Дорожной улице (№№ 34, 36, 38) еще целы. Теперь жалею, что не успел их подробно пофотографировать.

В не столь давние времена, когда было принято ужасаться сталинским временем и его архитектурой, я по малолетству ужасался вместе со всеми, но потом ужас сменился любопытством, и неприязнь ушла. Не забывая о всех мрачных сторонах той эпохи, я всерьез увлекся ее архитектурой.

В студенческие времена мне часто приходилось бывать на Красном Строителе - отсюда начинались многие вылазки в Подмосковье. В здешних ларьках и магазинах иногда продавались редкие и "ценные" виды дешевого пива - липецкое, рязанское и курское.
Здесь вообще интересно было бывать - в десяти минутах ходьбы от дома предоставлялась возможность почувствовать себя в другом времени. Тенистые дворы трехэтажек, пенсионеры, поющие у подъездов песню "Я люблю тебя, жизнь", старые фонари и решетки оград…
Всего этого совсем скоро не будет и лишь по малозаметным деталям можно будет угадать, где был тот или иной дом или трансформаторная будка с матерной надписью или политической рекламой.
У меня нет иллюзий насчет того, что этот район можно было бы сохранить. В ветхих домах с деревянными перекрытиями тяжело жить, что-то с ними все равно надо было делать… Новые многоэтажные дома удобней, комфортней и экономят дефицитную городскую землю. Но вместе с тем, у меня есть чувство потери, когда я понимаю, что района моего детства больше нет.

Снос

Снос Красного Строителя начался неожиданно для меня. Когда в 2002 году снесли ветеринарную клинику, я даже не подумал, что дело дойдет до ликвидации самого поселка. Еще в начале осени 2003 года поселок продолжал жить обычной жизнью.
О сносе я узнал уже в середине декабря - вечером мы с другом Димой (maoist) решили пройтись на Красный Строитель и выпить там пива. Поселок встретил нас пустыми окнами и кучами строительного мусора на месте уже снесенных зданий. Времени терять не было возможности - надо было заснять то, что еще не успели сломать.
В ближайший выходной - 20 декабря 2003 года - мы с женой и сыном пошли на Красный Строитель. Хрущевская часть поселка выглядела как и прежде. Только разрытые траншеи теплотрасс указывали на находящуюся неподалеку стройку.


2003.12.20. Снос начался

Издали слышалось стрекотание строительной техники и шум осыпающихся камней. Так и есть, экскаватор доламывает остатки дома 17 корпус 4 по улице Газопровод - от трех этажей осталась только груда строительного мусора. Только на углу еще уцелел небольшой кусочек дома, который и сокрушал экскаватор.




Мы подошли совсем близко: в груде мусора были хорошо видны куски лепнины и старых обоев. Мне удалось снять еще нетронутый угол дома - так, как если бы он был совсем целый.
В этот момент экскаватор обрушил большой кусок перекрытия, поднялось облако желтой удушающей строительной пыли, от которой нам пришлось спасаться бегством.
















От домов 36 и 19/3 остались только котлованы, дома 38, 19/1 и 19/2 стояли отселенными. В районе сноса было довольно много бомжей и небогатых, но запасливых москвичей, осматривавших пустые квартиры в поисках брошенного скарба.
Первые три корпуса дома 17 отселять еще не начали, их жильцы столпились у подъезда и наблюдали за работой экскаватора.

Дом номер 34 по Дорожной улице отселить тоже еще не успели, в нем работала парикмахерская: в прихожей сидела очередь. Жители окрестных домов сказали нам, что в ближайшие полгода этот дом ломать не будут (2007 - он почти на три года пережил своих собратьев).
А вот дом 38 выглядел совсем печально: выбито большинство окон, разбиты витрины магазина, внутри его тоже все раскурочено. Даже снаружи было слышно, как внутри шуруют бомжи. На южной стороне дома, обращенной к улице Газопровод, сохранилось окошко по приему стеклотары и покалеченная вывеска "Ремонт обуви", висящая здесь наверное еще с 1960-х годов.


2003.12.20. Дорожная, 38. Центральный фасад.



2003.12.20. Дорожная, 38. Вид на угол с улицей Газопровод.



2003.12.20. Дорожная, 38. Вид от улицы Газопровод в сторону станции.



2003.12.20. Дорожная, 38. Старая вывеска "Ремонт обуви".



2003.12.25. Правое крыло дома 38 разрушено



2003.12.20. Дорожная, 38. Общий вид. Еще несколько дней - и дом исчезнет.



2004.01.02. Полуразрушенный дом 38. Вид с пешеходного моста


Очень жалко был дом 19, корпус 1 - аккуратные белые наличники придавали ему совсем новенький и опрятный вид, испортить который не могли даже выбитые окна и брошенные у подъезда вещи. На дверях стоявшего напротив корпуса 2 сохранилась предвыборная реклама поддержанного городскими властями кандидата в Думу.



2003.12.20. Газопровод, 19/к1



2003.12.20. Брошенные вещи у дома 19/к1



2004.01.02. Перед самым сносом у дома 19/к1 выгрызли подъезды



2003.12.20. Газопровод, 19/к2



2003.12.20. Листовка на двери дома 19/к2

Мой трехлетний сын Петя, увидев, как ломают старые дома, сказал: "Скоро здесь моя "Мазда" (его мифологический демиург и трикстер в корпусе спортивного автомобиля) построит новые дома, они никогда не будут стареть…". Я не нашелся, что ему возразить. Действительно, это решило бы многие проблемы.


2003.12.20. Мы с Петей среди руин Красного Строителя.


The history of the Moscow district Krasny Stroitel (Red Builder) and the pictures of its demolishing in December 2003.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 69 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →