Коля Калашников ([info]zabyg17) wrote,
@ 2006-03-11 22:30:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Current music:http://download.sovmusic.ru/m32/mkozel.mp3

ПОДОЛЬСК. ЗАЛИНЕЙНЫЙ РАЙОН. ЧАСТЬ I
82,01 КБ

Эта часть Подольска получила свое название из-за своего расположения - с 1869 года она отделена от центра города линией Московско-Курской железной дороги. Это один из самых мрачных и, одновременно, интереснейших районов города.


Предприятия и промзона


У станции "Подольск"

До начала ХХ века территория за железной дорогой практически не развивалась. Только в 1915 году, во время Первой мировой войны, здесь началось строительство крупного кабельного завода Московского товарищества меднопрокатных и кабельных заводов. Достроить же так и не успели из-за событий 1917 года.

В 1919-20 гг., во время Гражданской войны, на его базе было создано стратегически важное для большевиков предприятие по ремонту паровозов - завод "Пароремонт". Первый локомотив вышел из капремонта 2 сентября 1920 года.

В 1930 году завод "Пароремонт" в очередной раз перепрофилирован. Он стал называться крекинг-электровозостроительным (КЭС) и выпускал нефтеаппаратуру и электровозы для шахт. Кроме того, он же изготовлял тюбинги для московского метро.
8 апреля 1936 года заводу было присвоено имя наркома тяжелого машиностроения Серго Орджоникидзе. Возле проходной, выходящей на Железнодорожную улицу, в 1930-е годы была установлена его скульптура, одетая в характерную длинную шинель.


Памятник Орджоникидзе

Вокруг завода в 1910-30-е годы сформировались два крупных поселка - Северный и Южный.


Водонапорные башни-близнецы на Бронницкой улице


В 1920-60-е годы в Залинейной части города появились и другие заводы: кабельный, "Микропровод", аккумуляторный и т.д. Они образовали обширную промзону. В ней, судя по моим наблюдениям, есть достаточно много любопытных сооружений (по информации [info]fairplay, у аккумуляторного завода есть даже водонапорная башня по проекту Шухова). Увы, попасть на территории заводов и осмотреть их подробно мне пока не удалось.



Блочное здание в промзоне. Очевидно, постройка 1920-х

А пока перейду к рассказу о достопримечательностях жилых кварталов Залинейного района. В основном, речь пойдет о поселках Северном и Южном. В первом из них сосредоточены любопытнейшие здания 1910-30-х годов, во втором - колоритная застройка 1940-50-х.


Поселок Северный

Поселок Северный, как верно указывает его название, находится с северной стороны от Завода имени Орджоникидзе. Вот планы двух его районов с наиболее ценной застройкой:

32,33 КБ

16,79 КБ

Большинство конструктивистских построек конца 1920-х помечены уже как 1930-е, чтобы не путать их с домами 1923 года.


1910-е

Самые старые здания в Северном были построены, очевидно, перед самой революцией и могут быть отнесены к образцам позднего модерна. Это двухэтажный дом с чертами неоклассицизма (Оржоникидзе, 4) и симметрично расположенные рабочие казармы (Оржоникидзе, 11 и 13).


Орджоникидзе, 13. Правый корпус 1915 года



Орджоникидзе, 11. Левый корпус 1915 года

Сейчас в рабочих казармах (Оржоникидзе, 11 и 13) по-прежнему находятся заводские общежития. Если бы не яркий красно-желтый цвет стен (это традиционная для Подольска гамма), эти здания были бы очень скромны. Единственная яркая деталь, позволяющая отнести их к модерну - это немного грубоватые, но стильные аттики по центру их дворовых фасадов.


Гигантский вазон летом

Небольшой сквер перед казармами украшен гигантским многоцветным сталинским вазоном (меняющим окрас в зависимости от времени года) и мрачноватыми фонарями-торшерами с олимпийской символикой.



Мира, 6. Обращенный во двор парадный фасад имеет немало черт дореволюционной архитектуры.


Мира, 6. Задний фасад гораздо больше похож на своих собратьев 1920-х годов.

Еще одно здание (Мира, 6) следует отнести к переходному типу - в нем есть черты и дореволюционной, и советской архитектуры. По аналогии с известными домами на улице Чкалова в подмосковном Красноармейске я бы его также датировал серединой 1920-х.


1923


Дом 1923 года. Дворовый фасад, он же главный

Старейшие советские здания (по крайней мере, из датированных) в этом квартале возведены в 1923 году. Напомню, в этот год строительство каменного жилья в СССР было огромной редкостью. Здесь же перед нами не просто отдельный дом, а небольшой ансамбль, сформировавшийся возле предреволюционных рабочих казарм. Это дома 8 и 10 по нынешней улице Мира (любопытно было бы узнать, как она называлась в 1920-е).


Дом 1923 года. Вид сзади, от маленькой улицы Мира

Рубеж 1920-30-х

Вторая волна зданий в Северном появилась уже в конце 1920-х - начале 1930-х.
Построенные неподалеку от западной заводской проходной дома на Железнодорожной улице (№14) и в Северном тупике (№3, №5) имеют строгий и мрачный облик, традиционный для околофабричной конструктивистский архитектуры Подмосковья.


Железнодорожная, 14. Мрачный дом с гастрономом


В Северном тупике


Примыкающие к кварталу рабочих казарм конструктивистские здания на улицах Орджоникидзе (№9) и Северной (№1 и №2) - более праздничны. Если дом №1 - это обычная для тех лет полосатая трехэтажка, то дома №9 и №2 - очень гармоничные и интересные образцы конструктивизма.


Орджоникидзе, №9. Конструктивистский дом конца 1920-х. Это достаточно редкий тип домов, но не уникальный - подобные есть и в Москве, на проезде сестер Черепановых в Лихоборах.


Орджоникидзе, №9. Задний фасад


1930-е

С середины 1930х крупного жилищного строительства в поселке не велось. Тогда в Подольске действовал запрет на многоэтажное строительство в этой части города - дома возводились в центре города и в Межшоссейном районе.


Орджоникидзе, 7. Заводоуправление

В Северном построили только импозантное здание заводоуправления ЗиО (Орджоникидзе, 7) и расположенный неподалеку, на углу улиц Орджоникидзе и Железнодорожной, поселок из немного странного вида двухэтажек.


Орджоникидзе, 4. Неоклассическая двухэтажка

Старейшая из них - N4 по улице Орджоникидзе, несмотря на переделки, носит черты неоклассицизма, что, скорее всего, говорит о ее дореволюционном происхождении. Остальные же - явно советские.


Орджоникидзе, 3. Двухэтажка первой половины 1930-х. Подобные еще недавно стояли в подольском Кооперативном проезде

Если одна из двухэтажек (№3) выглядит типично для начала 1930-х, то другие крайне необычны из-за излишне рельефного и монументального для столь скромных зданий декора (часть из них сейчас реконструируется, но первоначальные формы пока видны). Возможно, в этих домах когда-то жило заводское начальство, из-за чего им и был придан столь торжественный вид.


Железнодорожная, 6-8. Монументальные двухэтажки (слева и справа). На заднем плане виден старый металлический фонарь и бок предреволюционной двухэтажки (в центе кадра).



Железнодорожная, 8-12. Монументальные двухэтажки.


Клуб


Мира, 4. Фасад дома культуры

Также к тридцатым, судя по формам и плану, стоит отнести и крупное здание заводского дома культуры (ул. Мира, 4).


Мира, 4. Фронтон

В конце 1950-х оно было капитально отремонтировано в позднесталинском стиле, получив (как и ДК имени Лепсе) парадный фронтон с фигурами советских людей. Одна из лепных деталей - новенький круглый спутник - символ наступившей хрущевской эпохи.


Мира, 4. Задняя часть клуба


1940-е


На Северной улице

Сразу после войны жилищное строительство в поселке возобновилось. Между улицами Мира и Энтузиастов появилось несколько трехэтажных домов.


Мира, 15. Красно-желтая трехэтажка середины 1940-х. Небольшой проезд на переднем плане - это и есть улица Мира.

Старейшие из них расположены на углу с Северной улицей (№7, №15, №16) - они практически лишены декора, зато имеют уже знакомую нам желто-красную окраску. Очевидно, они были построены или сразу после войны, или в ее последние годы, когда еще не были разработаны типовые серии малоэтажных домов.


Мира, 13. Блочная трехэтажка конца 1940-х

Остальные трехэтажки построены по типовым проектам конца 1940-х - подобные можно встретить во многих других городах.


1950-е

Дальняя часть квартала построена уже в начале 1950-х. Самый любопытный из них - четырехэтажный дом №7 по улице Мира - носит на фасаде загадочную аббревиатуру УНР-661, выложенную кирпичами.


Мира, 7. Дом с аббревиатурой

Дома сейчас несколько обветшали, но до сих пор хранят немало примет советского времени - старые вывески на магазинах, планировку дворов и стильные металлические фонари 1950-х. На одной из стен можно увидеть любопытную социальную рекламу народного происхождения.


Абсолютно солидарен


Гулевский


Поливановская, 1. Дом со скошенным углом

Еще один любопытнейший квартал расположен в районе Гулевского проезда и Поливановской улицы - это пятиэтажные кирпичные дома второй половины 1950-х. На их облике противоречивым образом сказалась три советских стиля - хрущевский, сталинский и конструктивизм.
Построенные в переходных формах от первого ко второму, они имеют необычные скошенные углы верхних этажей, подчеркнутые балконами. Как мне кажется, это чисто ретроспективистская попытка реанимировать формы архитектуры 1920-х на новом материале.


Гулевский, 1. Еще один пример переходного стиля - парадный эркер на боковом фасаде больницы. Все остальное здание выдержано в духе хрущевской скромности.


В этом квартале так же, как и на улице Мира, сохранилось несколько старых фонарей. Еще одна достопримечательность - аутентичная вывеска "Булочная" на одной из пятиэтажек начала 1960-х, выполненная в стилистике предыдущего десятилетия.


Батырева, 4/3. Вывеска "Молоко": дизайн 1950-х, исполнение начала 1960-х


Промболото

Остальную часть района занимают или промзоны, или обширная частная застройка.


Промболото

В районе Авиационной и Поливановской улиц стоит осмотреть крупное болото-помойку с торчащими из него мачтами ЛЭП и недостроенными промышленными объектами. Летом там гнездятся множество чаек. Зимой их нет, но все равно романтично (см. новогоднюю фотку).


Обитатели промболота

Рядом с промболотом находится еще одно чудо архитектуры - великолепный дворец при подстанции, построенный из типовых бетонных деталей. Отмечу, что это не единственное подобное сооружение в Подольске - еще один есть в Шепчинках.


Типовой энергетический дворец

Продолжение про поселок Южный - в следующей части: http://zabyg17.livejournal.com/117103.html

Путеводители по Подольску:
Вводная часть - http://zabyg17.livejournal.com/59750.html
Центр. Часть I - http://zabyg17.livejournal.com/70311.html
Центр. Часть II - http://zabyg17.livejournal.com/70502.html
Межшоссейный район - http://zabyg17.livejournal.com/80549.html
Красная горка - http://zabyg17.livejournal.com/82017.html
Плещеево - http://zabyg17.livejournal.com/61115.html
10 избранных кадров - http://zabyg17.livejournal.com/81572.html

Каталог публикаций в "Записках" - http://zabyg17.livejournal.com/101835.html




(Post a new comment)


[info]babitto
2006-03-11 02:11 pm UTC (link)
Подольск... Интереснейший город. Для человека с фотоаппаратом ;)

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-11 02:13 pm UTC (link)
Да, прекрасная фактура :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]guimontv
2006-03-11 03:26 pm UTC (link)
Архитрифонично!
Нравится все, однако особенно я бы отметил дом с гастрономом - близок к совершенству, почти мой идеал, и промболото - бесконечный лиризм.

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-11 03:31 pm UTC (link)
Забавно, но мы с тобой ходили по этому району еще в середине 1990-х. Я тогда уже ценил район улицы Правды, а на поселок Северный почему-то не отреагрировал. Где были глаза и мозги - не знаю :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]therese_phil
2006-03-11 03:41 pm UTC (link)
Спасибо. И познавательно, и глаз тешит. Заодно и предыдущие серии посмотрело - здорово!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-12 01:44 pm UTC (link)
Спасибо :-))

(Reply to this) (Parent)


[info]tenderberry
2006-03-11 08:24 pm UTC (link)
first something to share - http://www.flickr.com/photos/92993500@N00/
these are photos [info]gairid took in New Orleans - I think they are pre - Katrina but not sure - and my favorites in this series are
Обитатели промболота , Орджоникидзе, 4. Неоклассическая двухэтажка & Блочное здание в промзоне. Очевидно, постройка 1920-х but they're all wonderful -

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-12 01:56 pm UTC (link)
Thank you for very beatiful and sad photos of New Orleans :-))
And "промболото" in English means "industrial swamp" :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]hmyr
2006-03-12 01:08 am UTC (link)
Спасибо огромное.
Каждым летом проезжая или проходя поселком Северный не могу нарадоваться всему этому..)
Жаль не сняты заводские здания "Микропровод" и аккомуляторного завода.

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-12 01:23 pm UTC (link)
Я надеюсь со временем добраться до них и еще раз прочесать всю промзону :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hmyr
2006-03-12 01:33 pm UTC (link)
Совет. Проехаться от станции по Домодедовскому шоссе. В сторону Симферопольского. Оно там крутит. Это часть той промзоны. )
Правда часть зданий уже снесена..(
Спасибо за Парковую часть Подольска отдельно.
А уж магазин Сапожок. Я родился в доме напротив.
А фотографий старых "Красных рядов" жалко не сохранилось. Весьма интересное здание было. Аналогов помотавшись не встречал. Особено спуск внитри цепочки магазинов на протяжении как минимум полкилометра. Впрочем надеюсь пополнить вашу коллекцию фото своими детскими. Там есть много старого Подольска..)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zabyg17
2006-03-12 01:45 pm UTC (link)
Очень интересно! Выложите, если не сложно :-))

А старые торговые ряды я хорошо помню. Жаль, я тогда не фотографировал :-(

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]hmyr
2006-03-12 01:54 pm UTC (link)
Кстати если поедете в воскресенье. Можно попробовать прорваться на территории заводов....)
Есть некоторые возможности что ли..)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zabyg17
2006-03-12 01:57 pm UTC (link)
Любопытно :-))
Пока точно не знаю, что у меня с выходными, но в пятницу наверное точно буду знать :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]gudea
2006-03-12 01:12 am UTC (link)
Потрясающе! Вот это места!!!
Дома совершенно уникальные, а энергетический дворец -- нечто невероятное!!!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-12 01:22 pm UTC (link)
И при этом типовое :-))
А вот квартал с домами 1923 года действительно крут...

(Reply to this) (Parent)


[info]melanyja
2006-03-12 03:51 am UTC (link)
Спасибо, очень интересно.
вывеска "Молоко" - прелесть :)

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-12 01:22 pm UTC (link)
Я был просто в восторге, когда на нее наткнулся :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]archigrafo
2006-03-12 01:30 pm UTC (link)
Очень порадовали казармы 1910-х гг., да и в прочем вся застройка первой половины XX века!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-12 01:46 pm UTC (link)
На мой взгляд, это один из наиболее интересных ансамблей Подмосковья, из тех что я видел :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]archigrafo
2006-03-13 10:45 am UTC (link)
Это точно. Я понял, что мне напоминает конструктивистский дом конца 1920-х на Орджоникидзе №9, который ты запечатлел на этой фотографии:

фото zabyg17

По стилистике очень похож на дома рабочего жилого квартала Диттес Хоф в Вене, возведенного в 1926-1928 гг.:

фото denione


(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zabyg17
2006-03-13 11:16 am UTC (link)
Да, есть что-то общее в приемах, хотя масштаб совсем разный :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]mvs57
2006-03-12 02:21 pm UTC (link)
Дом по Ордженикидзе, 9 напоминает застройку калифорнийских городов (более позднего времени, прадв). Жаль, немогу сходу найти фотографию для сравнения...

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-12 02:28 pm UTC (link)
В Калифорнии никогда не был, но верю на слово :-))
Вообще это очень любопытно. Мне всегда казалось, что этот дом вполне мог быть копией с какого-то американского типового дома для рабочих...

(Reply to this) (Parent)


[info]ex_zed771
2006-03-13 01:14 am UTC (link)
Йэхх... а напротив почты я прожил еще 2 года...

Спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-13 02:07 am UTC (link)
А красно-желтые дома раньше тоже были также покрашены?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ex_zed771
2006-03-13 02:10 am UTC (link)
Если мне не изменяет память, то лет 10 назад они выглядели так же.
Единственное незнакомое на фотках - это энергетический дворец :) издалека я его вроде видел, но не обращал на него внимания.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zabyg17
2006-03-13 02:14 am UTC (link)
Да, он немного в стороне стоит :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]obyvatel
2006-03-13 08:30 am UTC (link)
Мощный город. Замечательно.

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-03-13 09:16 am UTC (link)
Подольск только с виду скучен и неказист :-)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]obyvatel
2006-03-13 09:20 am UTC (link)
Мне Подольск очень нравится. Только не нужно закладываться на традиционные признаки русских провинциальных городов - торговые ряды, здание городской думы, бульвар, собор и пр. У Подольска иные достоинства - потрясающая архитектура середины прошлого столетия.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zabyg17
2006-03-13 09:55 am UTC (link)
Я бы даже сказал середины и первой половины ХХ столетия :-))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]obyvatel
2006-03-13 09:58 am UTC (link)
Ну да.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


(Anonymous)
2006-03-13 12:24 pm UTC (link)
Блочное здание в промзоне. Очевидно, постройка 1920-х
На самом деле построено лет десять назад, из каких-то небольших бетонных блоков. При мне ляпалось - я на работу мимо ходил...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zabyg17
2006-03-13 12:31 pm UTC (link)
Надо же! Не может быть... Почему же в нем тогда стоят окна с рамами старого образца с частой расстекловкой? Такие в 1990-е уже не ставили...

Может быть мы про разные здания говорим? Это на Железнодорожной улице - неподалеку от путепровода.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dip_c
2006-03-15 03:22 am UTC (link)
Мне тоже кладка показалась подозрительно свежей, насколько можно судить по фото. А Рамы могли позаимствовать у какой-нибудь двухэтажки перед её кончиной.
...
Закончил изучать Подольскую серию - восторг! Я этот город знал только по центру - патрулировал во время службы в СА. Даже и не подозревал насколько он богат архитектурным наследием прошлого века. Ещё немного и этот город впору будет объявлять архитектурным заповедником. Представляю великолепие этого города, если привести в порядок хотя бы фасадные здания!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]zabyg17
2006-03-15 01:06 pm UTC (link)
Подольск набит шедеврами советской архитектуры :-))
Увы, их вряд ли будут реставрировать - скорее всего просто снесут.

А двухэтажка из бетонных блоков - совершенно точно 1920-30-х, родня зданиям в Цемянке/Плещеево (я о них писал). У нее даже труба сложена из темных кирпичей, каких во второй половине ХХ века уже не выпускали. Вот исходное фото с нормальным разрешением (700 Кб): http://photos.streamphoto.ru/3/b/3/c6012dbad3b1ebcc63aeca3e7bf883b3.jpg

(Reply to this) (Parent)


[info]prevedchevroled
2006-10-30 08:02 pm UTC (link)
Поклон, респект и благодарность за Ваши труды -- лишь сегодня пришел в Ваш ЖЖ по чьей-то наводке.

Никогда не был в Подольске и теперь уж вряд ли буду, но вот благодаря Вам как будто побывал. Нельзя не отдать должное Вашему вкусу.

P.S. Полное отсутствие людей на фотографиях несколько жутковато :)

(Reply to this) (Thread)


[info]zabyg17
2006-10-30 09:01 pm UTC (link)
Спасибо :-)

Действительно, эта подборка особенно небогата людьми... Тянет меня к пустынным ландшафтам, ничего не могу с собой поделать :-)

(Reply to this) (Parent)


[info]gipsylilya
2007-11-20 06:48 pm UTC (link)
на болоте ещё и утки, сама видела
болото продолжается через дорогу, но там его не видно за зарослями верб и камышей
а ещё именно в этом болоте все топят щенят и котят :(

(Reply to this)

Малая Родина - промболото...
(Anonymous)
2008-01-10 08:38 am UTC (link)
Там, на месте этого болота, я прожил 15 лет (3-ий Болотный переулок, д. 7/31). Может быть найдется инвестор и построит там пару кварталов. Я бы просоинвестировал :) Но... склады наступают.
Спасибо автору! Читал с удовольствием!

(Reply to this) (Thread)

может Подольск это и история....
[info]elltt
2008-06-23 02:23 pm UTC (link)
может Подольск это и история....история стоительства в 30-40 -х годах и красиво, но вот жить на ул. Энтузиастов ( дом 12 + коммунальная квартира!!) желает лучшего! Мы находимся в 21 веке и очень хочется, чтоб наша жизнь и условия проживания соответствовало СЕГОДНЯШНЕМУ моменту развития общества! Мечтаем жить не в коммунальных квартирах, а в отдельных и с ванной комнатой не переделанной из кладовки с фанерными стенами и соответственно с отсутствием вентиляции , что б под дранкой, которой отделаны стены в квартире не сышать мышиного писка, что б головой в общем коридоре в квартире не задевать вещей, развешанных на веревках для просушки и т.д. Да, историю,архитектуру надо помнить и ценить, но и хочется, что б наши власти заботились и о жителях, проживающих в столь "ценных" архитектурных шедеврах!!!

(Reply to this) (Parent)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…